Обзор издания. Коллекционный 30CD-BOX группы “Аквариум”
Интересующиеся творчеством группы «Аквариум» знают, что предыдущее полноценное издание альбомов этого коллектива на компакт-дисках состоялось в начале нулевых годов. Антология была издана компанией «Союз» на двадцати носителях, которые распространялись как по отдельности, так и единым боксом. С тех пор прошло много времени, ранние естественные альбомы группы из продажи постепенно исчезли, образовался некоторый дефицит. Восполнен он был в конце 2013 года, когда компания «Мистерия Звука» подготовила переиздание тридцати студийных альбомов «Аквариума» всё на тех же компакт-дисках. Релиз был приурочен к 60-летию Бориса Гребенщиков, о чём свидетельствует тиснение на боковой стороне подарочного бокса…
Появления этой антологии коллекционеры и рядовые поклонники «Аквариума» ждали несколько лет. Впервые о планах издать все альбомы коллектива в красивом чемоданчике было объявлено в год 40-летия «Аквариума». Однако, по каким-то причинам тогда этого не произошло, релиз был отсрочен на год, появившись в тот момент, когда его уже и ждать-то перестали. Счастливые обладатели первых боксов стали делиться впечатлениями о нём перед новогодними праздниками, остальным же из-за неверной оценки рыночного спроса представителями «Мистерии» пришлось ждать новинку до середины января. Теперь ажиотаж вокруг бокса несколько спал.
Как ни крути, а новое издание обязательно будут сравнивать с антологией, выпущенной «Союзом». Действительно, разница между ними огромная. В первую очередь, существенно отличается наполнение подарочного бокса, и дело не только в том, что за прошедшие с момента того релиза годы «Аквариум» записал несколько новых альбомов. Теперь в число «естественных альбомов» включены также «Феодализм» и «Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев», являющиеся, по сути, не полноценными студийниками, а компиляциями. Общее же количество дисков в коробочке равняется, как уже было сказано выше, тридцати: от «Синего Альбома» до вышедшего в 2013-ом «А+».
К разочарованию большинства коллекционеров, на вновь изданных дисках отсутствуют бонус-треки. С одной стороны, благодаря этому факту сохранена целостность альбомов, что не может не радовать, но с другой – в «союзовской» антологии было много редких записей, представляющих реальную ценность для «аквариумистов». Многие хотели бы видеть их на отдельных дисках, как это, впрочем, и обещалось ранее. Увы, в конечном итоге ни одного бонуса в боксе нет, ни в виде дополнительных материалов на дисках, ни в виде самостоятельных компактов. Даже «Воздухоплавание В Компании Сфинксов», которое хоть как-то могло бы сгладить потерю, здесь отсутствует.
Каждый диск издания упакован в диджибук – коробочку из прочного картона, напоминающего обложку хорошей книги. Благодаря этому факту стало лучше выглядеть оформление ряда альбомов, как, например, «Лошади Белой» и «Архангельска». Недостаток – отсутствие буклетов. В предыдущей антологии каждый альбом сопровождался объёмной справочной информацией и текстами песен. Здесь же всё ограничивается указанием выходных данных и перечнем людей, работавших над конкретным альбомом. А ведь можно было бы найти выход из положения, например, создать единый буклет или даже напечатать небольшую книжицу ко всему изданию.
Альбомам в дискографии присвоены персональные номера. Однако, благодаря появлению «Феодализма» и «Нашей Жизни…» в сравнении с предыдущим изданием порядковые номера работ сбились. Изменения коснулись дисков начиная с «Русского альбома». Номера же проставлены как на обложках дисков, так и на их накатке, что служит одной из отличительных особенностей серии и говорит о том, что отдельно они продаваться не будут. Во всяком случае, не в таком виде. Также отмечу, что альбом «День Серебра» имеет отличное от предыдущих изданий оформление.
Много разговоров ходит вокруг звука и содержания пластинок. Навскидку сложно сказать, какие источники были взяты для печати, но, по всей видимости, использовались те же мастера, что и для издания от «Союза». Тем не менее, какая-то работа над ними проведена всё же была, т.к. в ряде треков исчезли имевшиеся ранее рабочие моменты. Например, счёт БГ в некоторых песнях с «Лилит». Кроме того, изменён порядок треков в альбоме «Пси», правда, в этом конкретном случае не в сравнении с прошлым изданием, а в сравнении с каноническим, выпущенным компанией Real records в 1999 году.
Сам же бокс представляет собой коробку, обшитую кожей. На крышке методом тиснения нанесена надпись «Аквариум». Она же, только с серебряным покрытием, есть на боковой стороне коробки. С другой её стороны красуется надпись «БГ-60». Отмечу, что крышка новой коробки открывалась с трудом, благодаря чему извлекать из неё диски было проблематично. Но если же раскрыть её аккуратно несколько раз полностью, кожа растягивается и в дальнейшем сложностей с открыванием «сундучка» не возникает.
В общем, коллекционный бокс из тридцати альбомов «Аквариума» создаёт положительное впечатление. Конечно, пределов совершенству нет и всегда можно желать лучшего, но в целом издание можно назвать хорошим. Очевидные плюсы: целостность альбомов, сохранение полноформатного канонического оформления, приятный эстетический вид. Недостатки – отсутствие буклетов, отсутствие ожидавшихся многими дисков с бонусами. Но если рассматривать эту антологию как сборник «естественных альбомов», то тут придраться не к чему, ибо представлено именно то, что и было заявлено.