Неприкасаемые. “Внезапный Будильник”
Альбому «Внезапный Будильник», как оказалось, была уготована судьба стать последней студийной работой группы «Неприкасаемые». Было ли это сознательным подведением итогов или нет, нам неизвестно, однако поставленная Гариком Сукачёвым точка в истории коллектива, который он на протяжении двух десятилетий возглавлял, оказалась не менее убедительной, чем поставленная в своё время пластинкой «Реки», ставшей последней в истории «Бригады С». Судьба этих работ похожа и тем, что их выхода пристально следившие за творчеством обоих коллективов уже и не ожидали.
Действительно, в последние годы «Неприкасаемые» не только не радовали студийными альбомами, но и гастролировали не так уж и много. То Гарик снимал фильмы, то отмечал юбилеи, то участвовал в сборных концертах. Да и в немногочисленных интервью всё чаще высказывал сомнения в целесообразности записи и выпуска новой пластинки, утверждая, что писать песни ему стало не интересно. Тем не менее, она всё же появилась и многими обозревателями была включена в списках лучших музыкальных работ прошлого года.
«Внезапный Будильник» оказался мощной работой с «жирным» насыщенным звуком, заводными песнями, в числе которых помимо авторских произведений Сукачёва присутствуют два кавера – один на «Верёвочку» Владимира Семёновича Высоцкого, второй на «Человека из Кемерова» Бориса Гребенщикова, который был записан для трибьюта, организованного порталом «Лента.Ру» к 40-летию «Аквариума». И хотя они и вписались в общую концепцию музыкальной пластинки, создаётся впечатление, что в трек-лист были включены из-за дефицита песен собственного сочинения.
Если говорить о каверах, то «Человек из Кемерова» удался «Неприкасаемым» лучше, чем «Верёвочка». Ведь как обычно определяют удачную перепевку? Она должна быть не хуже оригинала, но и звучать как авторское произведение исполнителя. Мнение, конечно, субъективное, но в «Верёвочке» Сукачёву не удалось уйти от желания быть похожим на автора песни, зато «Человек из Кемерова» – выше всяких похвал! «Неприкасаемые» теми же словами рассказали совсем другую историю об уже известном персонаже.
Не менее удачная композиция – «Птица», посвящённая погибшему сыну друга Гарика Сукачёва, актёра Дмитрия Певцова. Эта полная боли композиция, к записи которой был привлечён детский хор телевидения и радио России, уже успела занять достойное место среди написанных Гариком нетленок. По своему эмоциональному накалу она ничуть не уступает «Папе» из предыдущего альбома «Неприкасаемых» «Третья Чаша», изданного в 2005 году.
Однако к концу пластинки «Неприкасаемые» начали сдуваться. Тут уже доминирует обычный кабацкий балаган, который можно адекватно воспринимать лишь в состоянии подпития. Слова глубоко утоплены в музыке, проследить за ходом повествования без текста перед глазами становится всё труднее. Положение спасает шикарная духовая секция, солирующая в плясовых номерах «Гауди уходит» и «Твоём зелёном педикюре». После них, как и на всяком празднике, накал спадает и на горизонте начинает маячить неизбежное похмелье…
В общем и целом «Внезапный Будильник» получился крепкой хорошей работой, но не более того. Если говорить о нём, как о последней пластинке «Неприкасаемых», то это, бесспорно, достойный финал, хоть и по всем параметрам предсказуемый. Что можно сказать однозначно, так это то, что альбом как нельзя лучше подойдёт для праздничных застолий с неизбежными для них танцами, при этом может прийтись по душе людям с самыми разными музыкальными пристрастиями.
Издатель: Navigator records, 2013