CD: Леонид Фёдоров, Владимир Волков. “Если Его Нет”
Несколько лет назад в одном из интервью Леонид Фёдоров обмолвился о том, что хотел бы записать альбом шумовой музыки. Помнится, тогда он говорил, что в нём не будет звучать никаких музыкальных инструментов, все звуки будут естественными. Ибо это и есть музыка, отражающая естественный ход жизни. Но до сих пор такого альбома лидер «АукцЫона» так и не записал. Вместо этого появилась очередная его работа, созданная совместно с Владимиром Волковым, «Если Его Нет», которая в некоторой степени является отголоском давней идеи. Отражает она, по уверению музыкантов, дух и переживания целого города, конкретнее – Санкт-Петербурга.
О Петербурге сложено немало песен. Например, кинчевский «Шабаш» насквозь пропитан петербургским духом, многие песни Юрия Шевчука посвящены этому городу, самой известной из которых является «Чёрный пёс Петербург», пели о северной столице Башлачёв и Цой… Каждый из них вкладывал в произведения что-то своё, но от всех этих творений веет какой-то нездешней смесью отчаяния, торжественности, грусти и величия. Всё это в полной мере присутствует и в альбоме Фёдорова и Волкова «Если Его Нет».
В отличие от коллег, авторы рассматриваемой работы попробовали отразить дух города не в стихотворной форме, а именно с помощью музыки. Хотя альбом не инструментальный. Тексты песен здесь, как и в большинстве работ Фёдорова и «АукцЫона», служат лишь дополнением музыкальной палитры. Тем не менее, они создают определённое настроение и, наверное, отражают ритм жизни города. В некоторых из них встречаются даже гениальные мысли, как, например, в заглавной композиции, написанной и исполненной петербургским скульптором Василием Аземшей:
Если вам в автобусе наступили на ногу,
Они же не наступили на вашу душу.
Нет.
Кстати, большинство текстов альбома «Если Его Нет» принадлежит перу Артура Молева, художника, работавшего в числе прочего и над оформлением альбомов «АукцЫона», в частности – «Юлы», а также сольного альбома Леонида Фёдорова «Весна». Вне конкуренции песня «Ходунки», которая, впрочем, состоялась больше благодаря фортепианному пассажу Владимира Волкова, нежели поэтическому дару Молева. Другими авторами текстов являются один из основных сочинителей песен «АукцЫона» Дмитрий Озерский и поэт-обэриут Константин Вагинов.
Отдельно отмечу ремейк композиции «Конь унёс любимого», премьера которой состоялась на альбоме «Чайник Вина», записанном петербургским коллективом совместно с Алексеем Хвостенко. В этом прочтении песня звучит совершенно иначе, более отрешённо, но в то же время гипнотически. Впрочем, ввести слушателя в транс может практически любое произведение, исполненное Леонидом Фёдоровым. Его вокал имеет такую особенность.
Называть же «Если Его Нет» очередным сольником лидера «АукцЫона», как минимум, некорректно. Это в буквальном смысле совместная работа Фёдорова и Волкова. Каждый из них написал по четыре композиции, которые последовательно сменяют друг друга в трек-листе. Исключение – «Конь унёс любимого», композитором которой является Владимир Вавилов. Возможно, именно этот факт послужил причиной отсутствия текста песни в буклете, прилагающемся к альбому. Впрочем, это всего лишь предположение.
В аранжировках практически всех песен доминирует фортепиано. Именно переливы этого инструмента остаются в памяти после прослушивания пластинки. Сам же альбом цельный, с отличным плотным звуком без малейшего намёка на какие-либо пустоты. Эта работа наверняка заинтересует любителей музыкальных экспериментов и явно неформатной, но очень приятной музыки, которая в отличие от некоторых других работ Фёдорова очень легко воспринимается. Как, например, пластинка «Волны», хотя на самом деле они абсолютно разные.
«Если Его Нет» – это одна из наиболее интересных и заслуживающих внимания работ Леонида Фёдорова и Владимира Волкова. Как мне кажется, эту пластинку сможет понять куда больше людей, чем, скажем, альбом «Разинримилев». Вполне логично рекомендовать её к прослушиванию петербуржцам. Интересно, совпадёт ли их видение родного города с видением музыкантов?
[nggallery id=32]
Издатель: Ulitka records, 2013