4CD+DVD: Цемент. Полная антология
Далеко не каждый сегодняшний меломан сможет дать определение творчеству рижской группы «Цемент». Более того, подавляющее большинство любителей отечественного рока вряд ли имеет представление об этом коллективе. Ну а с задачей назвать хотя бы одно произведение группы Андрея Яхимовича справятся единицы. Скорее всего, это будут либо музыканты и журналисты, которым по роду деятельности необходимо следить за тем, что творится в музыкальном мире, либо коллекционеры, не пропускающие появление новых изданий.
Впрочем, в конце 80-х годов прошлого столетия, когда интерес к рок-музыке был велик, группа «Цемент» пользовалась успехом. При этом известна она была не только в Латвии, но и в России. Коллектив очень ярко выступил на знаменитом фестивале в Подольске, после которого о ней стали появляться заметки в прессе, причём не только в самиздатовской, но и в официальной. Вроде бы дела шли в гору, отзывы о группе были неплохие, но всё изменилось с крахом Советского Союза. Прибалтика стала независимой, что заметно осложнило жизнь русскоязычных музыкантов из Латвии, Литвы и Эстонии. Да и время на дворе стояло непростое, люди были заняты выживанием, многим было просто не до искусства…
Если говорить о «Цементе» кратко, то этот коллектив был создан президентом рижского рок-клуба Андреем Яхимовичем. Эпатаж – неотъемлемый атрибут концертов группы. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть хотя бы выступление музыкантов на подольском рок-фестивале. «Цемент» не придерживается какого-то определённого музыкального стиля, в творчестве прослеживаются элементы панк-рока, ритм-энд-блюза и классического рок-н-ролла. Местами даже можно расслышать отголоски того, что сегодня принято называть шансоном. Дискография состоит из четырёх альбомов, которые впервые были изданы официально лишь в 2013 году.
Коллекционный бокс из четырёх CD и одного DVD выпустило издательство «Геометрия». Как водится, лейбл подошёл к делу ответственно. Внешне бокс выглядит очень достойно и мотивирует к тому, чтобы приобрести его в коллекцию. К изданию прилагается многостраничный буклет, пролистав который можно не только посмотреть, как выглядели музыканты в свои золотые годы, но и узнать много интересного из истории коллектива, которая здесь приводится в виде сканов газетных статей. То есть, издание вполне можно считать просветительским.
Что касается самих альбомов, то это студийные записи разных лет. Две пластинки, «С песней пожизненно» и «Тундра», были записаны в Риге в конце 80-х, альбом «Миграция» родился уже в независимой Латвии в 1994 году и по сути является демо-версией работы «Кругом вода», записанной в 1996-ом. На этом дискография «Цемента» кончается. Вместо послесловия к ней – запись юбилейного концерта коллектива, сыгранного в 2005 году в Риге.
Среди тех, кто имеет хоть какое-то представление о творчестве «Цемента», бытует мнение, что группа эта исполняла лишь песни советских композиторов в собственных аранжировках. За что и была нелюбима некоторыми заслуженными музыкальными деятелями, например, Раймондом Паулсом, заявлявшим, что таким музыкантам, как Яхимович, не место на советской сцене. Однако у группы немало песен собственного сочинения, которые, быть может, не претендуют на звание шедевров, но очень хорошо воспринимаются. Некоторые из них моментально запоминаются, как, например, «Ночные буги» и «Мой папа – алкоголик». Не менее прилипчива и «Жора, подержи мой макинтош», авторы которой неизвестны.
Отдельно отмечу «цементовскую» версию известной песни о целующихся на крыше голубях. Эта запись из бутлега Los Plagiatos, идущего бонусом к альбому «Миграция». Имел бы я возможность влиять на формирование плей-листов радиостанций, этот трек обязательно был бы в них включён. Не скажу, что композиция сделана лучше оригинала, но то, что обрела иной облик, весьма и весьма неплохой – это факт.
Кому-то может показаться странным, что за более чем двадцатилетнюю историю музыкальный коллектив записал лишь три с половиной альбома. Тем более, если группа имеет какой-никакой коммерческий потенциал. На мой взгляд, многие песни в исполнении Яхимовича, в особенности кавер-версии, вполне могли бы завоевать некоторую постоянную аудиторию. Как знать, случись «Цементу» родиться в Москве или в Питере, а не в Риге, быть может, судьба музыкантов сложилась бы иначе. Ведь группа имеет свой узнаваемый «почерк», узнаваемое лицо, чем не могут похвастаться многие более молодые раскрученные коллективы. Для наглядности можно сравнить пластинки «Цемента» «С песней пожизненно», целиком состоящей из песен советских композиторов, написанных с 1937 по 1985 годы и вполне отвечающую своему времени «Кругом вода». Между ними более десяти лет, а сразу можно сказать, что обе работы сделаны одной и той же группой.
Подымет ли появление рассматриваемого бокс-сета новую волну интереса к коллективу покажет время. Конечно, вклад «Цемента» в историю отечественного рока не сопоставим со вкладом группы «Зоопарк», которую некоторые произведения Яхимовича очень сильно напоминают, но то, что записи коллектива, наконец, изданы, да ещё в таком виде – явление со знаком плюс. Лучше поздно, чем никогда. Но всё же интересно, как сложилась бы история группы, прояви издатели интерес к её творчеству в лихие 90-е?
[nggallery id=39]
Издатель: Геометрия, 2013