CD: Контора Кука. “Чек”
Сегодняшний музыкальный обзор представляет интерес для любителей нетрадиционной явно неформатной музыки. Впрочем, это не означает, что предпочитающим классику отечественного рока следует воздержаться от прочтения данной статьи, ведь рано или поздно в жизни любого человека возникают моменты, когда хочется впустить в свою жизнь что-нибудь новое. И музыка – это самое доступное, что может внести разнообразие в рутину. Отвлечься же от неё я предлагаю под «шумовые пляски с лирическим настроением» от самарской группы «Контора Кука».
Альбом под названием «Чек», который сами музыканты характеризуют как «электронно-нойзовое литературное представление», был издан лейблом «Геометрия» минувшей весной. Сразу отмечу, что обе приведённые выше в кавычках цитаты как нельзя лучше отражают суть произведений, представленных на пластинке. Тексты песен действительно имеют какую-то долю лирического оттенка, а музыку, созданную при помощи шумовых эффектов и гитар, пропущенных через всевозможные примочки, что в конечном итоге и создало неповторимый саунд, иначе как шумовым разгулом не назовёшь. В общем, получилась довольно странная смесь, но, надо признать, цепляющая.
Допускаю мысль, что неискушённый слушатель поспешит выключить пластинку и предпочтёт забыть о коллективе под названием «Контора Кука». Ведь композиции группы, за редким исключением, лишены привычной большинству мелодичности, да и к вокалу лидера группы Владимира Елизарова тоже надо привыкнуть… Что ж, каждый волен поступать так, как ему заблагорассудится. Но вот стоит ли опрометчиво лишать себя удовольствия? Послевкусие от «Чека» остаётся очень даже приятное! Только осознать это может лишь прослушавший работу от начала до конца.
Тексты песен «Конторы Кука» похожи на зашифрованные послания. Они лишены традиционной разбивки на куплеты и припевы, да и не всегда зарифмованы. Во многих из них, как заклинание, рефреном повторяется одна и та же фраза, например: «Во всём виноват оранжевый цвет», или «Туда, где до полудня меня будет ждать», или «Это страх, страх, страх». Всё это создаёт некую магию , которая усиливается тем самым вокалом, который многим может показаться странным. Это не пение, а мелодекламация, свойственная больше рэпу. Но произведения «Конторы Кука», на мой субъективный взгляд, нельзя вписывать в какие-то рамки, потому что оно намного шире их. Во всяком случае, сделать какие-то однозначные выводы по поводу стилистики «Чека», как, впрочем, творчества коллектива в целом, по-моему, просто невозможно, хотя кто-то, наверняка, попытается это сделать.
Как правило, делающие шумовую музыку допускают одну и ту же ошибку – они перенасыщают композиции эффектами, благодаря чему конечный результат превращается в кашу, хлебать которую не очень приятно. Лишь немногие добиваются идеального баланса между синтетическими звуками и немногими живыми инструментами, присутствующими в фонограмме. «Контора Кука» из тех команд, которым это удаётся. В треках с «Чека» довольно много интересных ходов, созданных виртуальными инструментами и умело переплетённых друг с другом. Ярчайшие примеры – медитативная композиция «То место», лирическая баллада «17:08 – 4:02», запоминающаяся проигрышем на фортепиано, а также произведение «В городах», с его соло-гитарой, мурлыкающей на фоне грохочущих синтетических барабанов.
Желающим сделать собственную оценку альбома «Чек» группы «Контора Кука», я бы рекомендовал прислушаться к эмоциональным ощущениям. Будьте уверены, с каждым прослушиванием пластинки отношение к этой работе будет меняться, причём как в лучшую, так и в худшую сторону. В какие-то моменты тексты песен могут показаться бредовыми, но спустя неделю-другую в них же может открыться второе дно и они неожиданно обретут смысл. Наверное, так и должны действовать «лирические отклонения», спровоцированные «шумовыми плясками».
Издатель: Геометрия, 2013