CD: Квартира 23. “Камень. Ножницы. Бумага”
Отечественный музыкальный рынок уже давно перенасыщен. Сегодня далеко не каждому музыканту удаётся донести своё творчество до целевой аудитории, а тем более завоевать уважение и любовь широкой общественности. Чтобы на группу обратили внимание, нужно действительно чем-то отличаться от остальных музыкантов, причём разительно. По этому пути пошёл дуэт «Квартира 23», представивший в конце прошлого года дебютный альбом «Камень. Ножницы. Бумага», изданный лейблом «Геофак», являющимся саблейблом «Геометрии».
Упомянутый альбом состоит из десяти оригинальных авторских композиций, ремейка песни «Ох», написанной в середине 80-х годов прошлого столетия Натальей Агаповой (Боржомовой) для альбома «Незнакомые лица» группы «Ночной Проспект», и ремикса на трек «Фотомодель», входящий в основной материал пластинки. Всё это подано в оригинальной форме и, как минимум, заслуживает внимания, хотя вряд ли найдёт понимание у широкой общественности. Впрочем, уверен, что авторы прекрасно это понимают и не рассчитывают на ошеломляющий успех.
К работе музыканты подошли ответственно. Это заметно уже по оформлению диска. Оно отличается не только безупречным стилем (чёрно-белая цветовая гамма обладает необъяснимым магическим притяжением и выбор в её пользу практически всегда играет положительную роль), но и оригинальной концепцией: в буклете проиллюстрирована каждая композиция альбома, что заметно сокращает возможность толкования произведений, но в то же время направляет слушателя на правильный лад, давая понять, что интерпретаций тут быть и не должно.
Пластинку открывает бодрый трек «Шишел-Мышел», повествующий о некоем эксгибиционисте, завлекающем своим видом школьниц. И далее всё идёт по нарастающей: семейные драмы, бытовые подробности и прочие сцены, с детства знакомые, наверное, каждому. В общем, суровая правда жизни, поданная в ироничном, местами циничном тоне. Персонажи произведений «Квартиры 23» живут, в прямом смысле слова, в каждом доме, на каждой лестничной клетке, но в данном случае музыканты делятся своими личными воспоминаниями и наблюдениями. К слову, проживают они действительно в квартире с указанным номером.
Альбом «Камень. Ножницы. Бумага» имеет ряд уникальных фишек, благодаря которым и выделяется из общего фона современной музыки. В первую очередь, он звучит абсолютно несовременно. Хотя общий саунд чем-то схож с саундом группы «Центр». Возможно, оттого, что Евгений Ильницкий, автор всего материала «Квартиры 23», является также гитаристом упомянутого культового коллектива, а может потому, что и сам Василий Шумов приложил руку к материалу пластинки молодого дуэта. Да и Лидия Королёва, отвечающая за партии аккордеона и женский вокал, время от времени принимает участие в выступлениях упомянутой выше легендарной группы. Увы, но сходство слишком заметно, чтобы о нём промолчать. Однако это вовсе не означает, что дуэт не самобытен.
В аранжировках треков с пластинки тон задаёт аккордеон Лидии. Нельзя сказать, что другие инструменты отсутствуют, их здесь звучит немало, включая также и компьютерные петли и сэмплы, но аккордеон солирует и в какой-то момент начинает казаться, что его здесь слишком много. Даже начинают напрашиваться ассоциации с «Нолём», где ведущая роль была отведена баяну Фёдора Чистякова. Думаю, многих потенциальных слушателей это может оттолкнуть, поскольку слушать такую музыку продолжительное время не так-то просто. Отсутствие динамики в развитии именно музыкального повествования приводит к мысли об однообразии песен. Выручают тексты, но многие ли сегодня слушают музыку ради них?
Возвращаясь к уникальным фишкам, хочу отдельно отметить, скажем так, голосовые партии участников дуэта. Холодный, почти металлический декламирующий голос Ильницкого отлично сочетается со звонким вокалом Королёвой с явно выраженным налётом отрешённости. И хотя подобная подача материала не очень-то и привычна, нельзя сказать, что она не имеет права на существование. Наоборот, звучит это весьма интересно.
Несмотря на ровность материала и полное отсутствие явных хитов, первый блин «Квартиры 23» комом не вышел. Тем более, что в трек-листе альбома оказались и явно удачные треки. На мой взгляд, это композиции «Татуировка» и «Внезапная смерть». Первая запоминается отличной музыкой, которую создают солирующий аккоредон и подключающаяся к нему по ходу действия квакающая гитара, вторая поражает своей завершённостью, лаконичностью и целостностью. Ей бы и следовало завершить альбом, поскольку после подобных произведений говорить уже ничего не нужно.
Издатель: Геофак, 2012