Александр Лаэртский. “Женские Житухи”
В связи со сложившимися нерадостными обстоятельствами, Александр Лаэртский надолго исчез из поля зрения как средств масс-медиа, так и поклонников отечественной рок-музыки. После перенесённого весной 2011 года инсульта практически никакой информации о состоянии его здоровья не поступало, разве что периодически на связанных с музыкантом ресурсах появлялись сообщения о продолжающемся лечении и успешном течении реабилитационного процесса. Но о творческих планах Лаэртского, а тем более о каких-то студийных работах речи не шло. Поэтому для большинства обывателей появление альбома «Женские Житухи» в декабре прошлого года стало приятным сюрпризом.
Вообще, странно, что эта работа прошла незамеченной. Да, на полноценную пластинку она, конечно, не тянет, но если учесть, что это, в первую очередь, свидетельство того, что Лаэртский сумел побороть недуг и вернуться в строй, что немаловажно – во многом благодаря поддержке своих поклонников, то этот интернет-релиз вполне мог бы претендовать на звание «событие года». Однако ни в каких рейтингах он отмечен не был и ни на какие награды не номинировался. Ну да и ладно.
«Женские Житухи» – это небольшое концептуальное произведение, каждая глава которого в той или иной степени отражает всю тяжесть непростой судьбы среднестатистической женщины (как её видит автор), судьба которой могла бы сложиться совсем иначе. Персонажи песен – типичные для творений Лаэртского обыватели. В частности, «вчерашняя» женщина, скажем так, не слишком разборчивая в половых связях, играющая, впрочем, второстепенную роль; порвавшая в загруженной до отказа электричке последние колготки Алла, устами которой в полной мере выражено негодование всех, кому когда-либо доводилось пользоваться общественным транспортом в часы пик; некая Марина, которая всех бесит, «то пустит медузу, то газу поддаст»; дебиловатая девочка в босоножках, которой уготована судьба играть на виолончели в оркестре; жертва инцеста Настенька, забавляющаяся со своим братиком…
Лаэртский остался верен себе. Его лирика всё такая же ободряюще-грустная, балансирующая на грани между сатирой, чёрным юмором и пошлостью. В общем – такое здоровое отражение окружающей среднестатистических обывателей действительности. Как обычно, в этих песнях высказано то, о чём хоть иногда думает каждый здравомыслящий человек, уставший от рутины. Когда всё и все вокруг начинают раздражать, можно ставить диск Лаэртского и с помощью его песен приводить себя в норму. Восстанавливаться, так сказать. Надо признать, помогает.
Музыка альбома не радует разнообразием. В этом отношении выделяется лишь открывающая пластинку «Снобистская песня», являющаяся жизнеутверждающим рэггей. Остальные мало чем отличаются друг от друга и если бы не хронометраж полотна – его прослушивание отнимает чуть менее двадцати минут – слушать альбом было бы тяжело. Именно из-за монотонной однообразности. Непросто сосредоточиться и на текстах, отчасти из-за их «сюжетности» – слишком много ассоциаций вызывают у автора его персонажи и не всегда удаётся в полной мере отследить поток мыслей героев песен.
Тем не менее, для преданных поклонников Александра Лаэртского этот релиз – событие значимое и, безусловно, радостное! Осознавать, что человек, творения которого доставляли немало радостных минут, жив и уверенно идёт на поправку, очень приятно. Обнадёживает и оптимизм, с которым Маэстро и его близкие смотрят в будущее, подкрепляя веру в счастливый исход жизнеутверждающим: «Скоро ещё запишем…».
Издатель: интернет-релиз, 2012