Нужно ли спасать рок-клуб?

На днях депутат петербургской городской думы Максим Резник, представляющий фракцию «Яблоко», обратился к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой поддержать начинающих рок-музыкантов. Подать сей запрос он решил после того, как новое руководство Дома молодежи отменило все запланированные мероприятия рок-клуба. Что из этого выйдет и было ли нужно вообще предпринимать подобный шаг пока неясно, но возможно ли, чтобы из этого получилось что-либо путное?

Ленинградский рок-клуб, благодаря которому мы имеем упомянутых в депутатском запросе «Алису», «ДДТ», «Аквариум» и прочие легендарные коллективы, как известно, был создан комитетом госбезопасности с единственной целью – контролировать антисоветский элемент. Но из-за того, что личности в клубе собрались яркие и неординарные, ситуация вышла из-под контроля и в стране свершилась рок-революция. Впрочем, длилась она недолго. Подобная музыка оказалась слишком сложной для восприятия и дорогостоящей в техническом плане. Отчасти поэтому мы и не наблюдаем всплеска активности новых гениев рок-музыки. Говоря откровенно, за последние десять лет вряд ли появился хотя бы один коллектив уровня, например, «Телевизора», а сам же Борзыкин, увы, собирает намного меньшие залы, чем того заслуживает.

Интересно, что же может дать «губернаторская поддержка» рок-клубу? Депутата интересует, планируется ли развивать и популяризировать это музыкальное направление в Санкт-Петербурге и этот интерес вполне способен вызвать уважение к порыву слуги народа, но тут возникает справедливый вопрос: а нужна ли кому-нибудь музыка, которая без господдержки не будет востребована? Резник утверждает, что рок-клуб (имеется в виду конкретное место) необходим музыкантам для общения и обмена опытом, но, как показывает практика, разговаривать и делиться навыками сегодня имеют возможность даже люди, проживающие в разных государствах. Более того, некоторые отечественные группы, не сумев заинтересовать своим творчеством российские лейблы, благополучно издают записи в соседних странах. Или, гораздо чаще, выкладывают в интернет, где, к сожалению, плоды их трудов практически всегда теряются в общем потоке однообразного материала.

В некоторых западных странах рок-музыка находится в более превилегированном положении, чем в России. Например, в Финляндии существует государственная поддержка музыкантов. Выражается она в организации тематических конференций и фестивалей. Более того, государственные СМИ активно пропагандируют финскую музыку, при этом не отдают предпочтение какому-либо одному направлению, а знакомят аудиторию со всем, что в стране актуально. Кстати, более подробно об этом рассказывалось в одной из серий рок-сериала «Scary B.O.O.M. в андерграунде». Так что, кому интересно – может проштудировать почву.

В России тоже вполне возможно организовать нечто подобное. Но, по сложившейся традиции, это не будет оценено целевой аудиторией. В мозгах народа крепко сидит мысль, что рок-музыка направлена исключительно против власти, а если она недостаточно протестна, то обращать на нее внимание нет смысла. Пустая трата времени. И ведь действительно, коллективы, делающие агит-песни с хилыми аранжировками в народе пользуются большей популярностью, чем те, кто уделяет много времени музыке и пишет глубокие тексты. И отдаляет их от публики, отнюдь, не цензура. Слушатель сам отторгает сложную музыку, нарекая ее «говнищем». Парадокс. Но все логично. А если в дело вмешается государство – начнется вообще кошмар. Посмотрите, кого оно поддерживает…

Не совсем ясно, зачем сегодня пытаться возродить то, что изжило себя само в конце 80-х годов прошлого столетия? Нет, понятно, что под эту лавочку можно замутить несколько комиссий, распилить бабло, опять же, откаты там всякие… Ну а если уж и радеть за рок-музыку, стоит ли ограничиваться рамками Санкт-Петербурга? В России тысячи городов, в каждом из которых есть свои рок-группы, мечтающие быть услышанными. Впору не к губернатору Питера обращаться, а к самому президенту! Или, на худой конец, к премьеру – он, все-таки, с рокерами пиво пил и все это видели. Так или иначе, но лично меня интересует вопрос, почему никто нигде и никогда не поднимает вопрос жизни музыкантов за пределами двух городов? Но тут уже речь не о политиках, а о тех, кто по логике вещей должен бы этим заниматься – журналистах и критиках.

Существующий сегодня формат изданий исключает знакомство аудитории с неизвестными талантливыми людьми. Исключения бывают, но они подчеркивают правило. И вот большим подспорьем для музыкантов было бы создание федерального телеканала, где каждый мог бы получить эфирное время. Да, звучит утопически, но это, наверное, единственное, что полезного могло бы сделать государство для молодых музыкантов всей страны. Все остальное – словоблудие, не имеющее под собой ничего иного, кроме желания заработать пару десятков голосов на ближайших выборах. Ну а зная, как их подсчитывают, правильнее сказать – «лишний раз засветиться», создать информационный шум. Чем и воспользовался депутат Резник.

Самое интересное, что хоть сколь-нибудь талантливые музыканты уже давно ничего не ждут от каких-то там клубов и прочих подобных организаций. Жизнь научила их самостоятельности. И что еще интереснее, чем самобытнее творчество музыканта, тем дальше он от Москвы и Петербурга. В качестве примера сходу могу назвать Бранимира, волгоградского рок-барда, или белоруса Атморави, правда, последний, все-таки, сейчас осел в Питере. И эту нездоровую ситуацию, когда столица, в том числе и северная – пуп земли и центр культуры, надо ломать! Музыкантам давно пора понять, что никто, кроме них, не заинтересован в обустройстве их судьбы. Поэтому нужно самим подсуетиться, чтобы о них, как минимум, кто-нибудь узнал бы. И вот для этого нужна независимая пресса. В интернете ее роль исполняют информационные музыкальные порталы. Правда, далеко не все.

Возвращаясь к депутатскому запросу, можно посоветовать пославшему оный научиться формулировать мысли более четко, а к губернатору обращаться с конкретными предложениями, а не с абстрактными суждениями и бессмысленными вопросами. Например, «прошу задуматься о налоговых льготах для независимых лейблов, действующих на территории муниципалитета», или «требую закрепить за рок-клубом соответствующее помещение сроком на 100 лет». Плюс к этому потребовать создать при клубе полноценную студию звукозаписи и наладить выпуск и систему дистрибьюции альбомов петербургских (все-таки Резник депутатствует именно в этом городе) групп. В общем, сделать что-нибудь полезное для тех, за кого слуга народа бьется, а не на словах радеть за имидж города, в котором когда-то состоялась рок-революция.

Вас может заинтересовать