CD: Пикник. “Певец Декаданса”
Наверное, жизнь каждого творческого человека можно назвать состоявшейся лишь в том случае, когда ему удается создать собственный мир, случайно оказавшись в котором сторонний наблюдатель оторвется от реальности и на короткое время полностью в нем растворится. Пожалуй, лучший из таких миров создал лидер «Пикника» Эдмунд Шклярский. Судите сами: здесь есть своя эстетика, мифология и даже таинственные персонажи, которых больше нигде не встретишь. И все это окутано плотным кольцом чарующей неземной музыки, манящей отправиться в неведомые дали и стать вечным странником.
«Пикник» редко удивляет разнообразием. Каждая новая пластинка этого коллектива является логическим продолжением предыдущей и никаких кардинальных изменений в звучании группы уже давно никто не ждет. Да и вряд ли когда-нибудь ждал. «Пикник» всегда стоял особняком на отечественной рок-сцене и как-то вот так тихо-мирно делал свое дело, без сопутствующих рок-музыке скандалов и, как правило, избегая участия во всевозможных акциях. Наверное, единственной работой, которая вызвала удивление прессы и публики, за многолетнюю историю группы стал альбом «Три Судьбы», трек-лист которого целиком состоит из ремейков народных песен. Но и он музыкально вполне вписался в общую концепцию творчества «Пикника».
Не выбивается из общего ряда работ группы и альбом «Певец Декаданса», изданный осенью 2012 года. Музыкально – это все те же готические мотивы со «скрипуче-механическим» вокалом Эдмунда Шклярского. Та самая «простуженная музыка», как ее, возможно, сам того не подразумевая, охарактеризовал поэт в песне «Вплети меня в свое кружево». Ведь действительно, лучшей характеристики наследию «Пикника» и не подберешь…
Роль певца декаданса Эдмунд Шклярский примеривает на себя уже не один десяток лет. Но все же «Пикник» интересен не только внешними атрибутами, олицетворяющимися всевозможными механическими персонажами, появляющимися на сцене во время концертов группы. Да и поэзия Шклярского не всегда оторвана от реальности:
И быстрей любого вора,
Ковыляя, как горбун
Ловит он рукой проворной
Смех, сорвавшийся с трибун.
Да, триумф его огромен,
Оглушителен успех.
Чем безжалостнее клоун,
Тем разнузданнее смех.
По-моему, в «Клоуне Беспощадном» довольно четко описано то, что происходит вокруг. И, что интересно, сказанное в песне вполне можно спроецировать на разные сферы общественной жизни. Одним словом, упадок. И на фоне тотального дефицита культурных и моральных ценностей очень меткой оказывается следующая фраза из той же песни:
Нет, совсем он не невинен,
Нечисты его глаза.
Он из зала душу вынул
И ногами растоптал.
Очень подходит к иным деятелям «культуры». Особенно к тем из них, к которым многие из нас привыкли ходить «за хорошим настроением». А под «залом» в данном случае можно понимать каждого, соприкоснувшегося с какой-нибудь областью общественной жизни. Ведь действительно, души-то топчут. И мало кто из «растоптанных» понимает, что происходит. Упадок…
Что касается поэзии «Певца Декаданса», то стоит отметить, что авторство двух песен принадлежит детям Шклярского – дочери Алине («Трилогия») и сыну Станиславу («Инкогнито»), который, к тому же, является штатным клавишником «Пикника». И если «Трилогия» удачно вписывается в канву полотна, то «Инкогнито» из нее явно выбивается. Уж слишком она «живая» и «подвижная». К тому же, как и «Клоун Беспощадный», она ничуть не оторвана от реальности, а довольно точно рисует портрет современного равнодушного жителя мегаполиса:
Ты проживаешь чью-то жизнь,
Ты взял чужие имена,
А раньше просто был инкогнито.
И соответствий прочих нет,
Тебе плевать на этот свет,
Ведь от него так много бед.
Если говорить об «Инкогнито», то здесь я бы еще выделил очень красивую коду, в которой солирует фортепиано. В «Певце Декаданса», на мой субъективный взгляд, не так много интересных музыкальных решений, но это вовсе не означает, что их в альбоме нет. Например, в том же «Клоуне Беспощадном» тон задает приятное арпеджио, проходящее через всю композицию, а у песни «Вплети меня в свое кружево» очень сильная концовка… И даже тот факт, что этот прием далеко не нов и использовался чуть ли не каждым вторым музыкантом, ничуть не умаляет достоинства композиции.
Одна из бесспорных и явных удач альбома – «Игла». Это приятная лирическая композиция, немножко грустная, с прекрасным джазовым вокалом Натальи Корж в финале. Возможно, именно ее появление в «Певце Декаданса» можно назвать тем самым неожиданным ходом, которого так ждут от музыкантов критики и, в меньшей степени – поклонники. Очень удачным ходом. А вот худшим номером пластинки я бы назвал песню «За пижоном пижон», уж больно навязчив рефрен. Запоминается легко, но удовольствия от этого – никакого.
Учитывая вышеизложенное, подведу итог. «Певец Декаданса» – неплохая добротная работа, на которую можно уверенно поставить знак качества «Пикника». Альбом не хуже, и не лучше остальных, в дискографии группы станет одним из… Скорее всего, «Игла» надолго пропишется в эфире «Нашего радио», но только после того, как из «Чартовой дюжины» вылетит «Декаданс». Что же до одноименной звезды, о которой поется в одной из финальных номеров альбома, то, я думаю, каждый сам догадается, что имеется в виду…
Издатель: Мистерия, 2012