Насколько целесообразно переиздание винилов “Мелодии”?
Фирма «Мелодия» объявила о намерении возобновить производство виниловых пластинок. Правда, ничего нового, как выяснилось, бывший советский монополист издавать не планирует, а лишь переиздаст полсотни дисков-гигантов, порядок выхода и состав которых определят потенциальные потребители продукции.
Винил сегодня переживает вторую волну популярности. На Западе практически все значимые релизы дублируются на этом носителе. Не отстают и отечественные лейблы – в последнее время появились виниловые издания «Гражданской Обороны», группы Вячеслава Бутусова «Ю-Питер», «Мегаполиса», «Браво», готовится к изданию более десятка пластинок «ДДТ». Ну а раз появилось предложение, значит, будет и спрос.
В советское время пластинки на «Мелодии» штамповались миллионными тиражами. Их было издано столько, что и сегодня практически все издания всесоюзной фирмы грамзаписи можно без труда отыскать на интернет-аукционах. Несмотря на то, что многие диски отлично сохранились, стоимость их невелика – пластинки, которые разошлись по всему Союзу в таком количестве, никогда не станут раритетами и своей стоимостью будут выгодно отличаться от тех, которые наштампуют сейчас.
Да, качество современных пластинок улучшилось. Более того, теперь выпускают не только классические черные винилы, но и цветные – красные, белые, зеленые, а то и вообще разноцветные. Но и их стоимость чаще всего превышает 1000 рублей, благодаря чему круг потребителей продукта заметно сократился. Конечно, рассчитывать на то, что «Мелодия» снова начнет штамповать пластинки миллионными тиражами, глупо. В лучшем случае будет отпечатано по тысяче экземпляров, которые быстро разойдутся по коллекциям фанов носителя. Но, по большому счету, на них-то проект и рассчитан.
Целесообразно ли сегодня переиздавать то, что когда-то уже было сделано «Мелодией» не в самом лучшем виде? Например, на голосование выставлены такие пластинки, как «Ночь» группы «Кино», «Время колокольчиков» Александра Башлачева, «Блокада» группы «Алиса», «Радио Африка» «Аквариума» и т.д. Из всех перечисленных изданий претензий не вызывает разве что альбом «Алисы». «Ночь» в свое время была издана с ужасным оформлением, от которого Цой пришел в ужас и во всех интервью старался откреститься от этого издания. «Время колокольчиков» – фрагмент записи, сделанной Александром Агеевым, изданной позже фирмой «Фили» в полном виде на двух CD. «Радио Африка» выходила в кастрированном виде, без песни «Вана Хойя». Есть ли смысл сейчас дублировать эти издания и тем самым плодить путаницу? Вот кабы все это было издано в улучшенном виде, с исправлением своих ошибок – цены бы акции не было!
Но есть еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В начале 90-х годов «Мелодия» запустила проект «Сигнальная серия пластинок», в рамках которого слушателям предоставлялась возможность определить, какие из представленных в сборнике альбомов будут в ближайшее время изданы официально. Засветились в сборниках и группа «Выход», и «Объект Насмешек», и «Телевизор», но по ряду причин все это так и не было издано. Тем не менее, записи в архивах «Мелодии», по всей логике, остались. И вот если бы кто-нибудь додумался издать их сегодня – цены бы им не было! Ведь та же «Жизнь настоящих ковбоев» «Объекта Насмешек» никогда не издавалась на качественных носителях, а их же винил «Сделано в Джунглях» – давно стал раритетом. Да и если бы, к примеру, были изданы полные версии выступлений отечественных команд на рок-фестивалях, фрагменты которых появлялись на всевозможных сборниках, толку было бы намного больше, чем в очередной раз штамповать «Блокаду» или «Сделано в Париже» Василия Шумова.
Пожалуй, из всего, что выставлено на голосование, продлится которое до 27 мая, ценность имеют лишь записи детских сказок. Сегодня на таком уровне их делать никто не станет. Да и аудиокниги не идут ни в какое сравнение со старыми советскими пластинками, на которых были представлены полноценные спектакли. Ну и записи классической музыки – в архиве «Мелодии» найдется немало достойных. Если же говорить о рок-музыке, лучше было бы доделать то, до чего не дошли руки в начале 90-х.