CD: ДДТ. “P.S.”
Двойной бокс группы «ДДТ» «Иначе/P.S.» вышел осенью 2011 года. Однако несмотря на то, что два диска упакованы в одну коробку, считать их одним большим альбомом неправильно. «Иначе» – это новая концептуальная работа Юрия Шевчука, мощная и серьезная, «P.S.», по сути – сборник ауттейков, написанных в разное время и по ряду причин в другие альбомы группы не попавших.
По каким-то необъяснимым причинам, многие склонны называть «Иначе» политизированной работой Шевчука. Да, действительно, там есть песни, которые способны натолкнуть слушателя на подобное восприятие полотна, например, «Новая Россия», «Кризис» или «Солнечный Свет», но на деле поднимаемые в этих композициях вопросы намного глубже сиюминутных проблем и того пустого сотрясания воздуха, которое происходит в последние месяцы на площадях. А вот добрая половина материала «P.S.» как раз-таки о политике. Тема спорная, поэтому и восприятие работы неоднозначное.
Уже в первой композиции диска, называется которая «Серый боров», Юрий Юлианович призывает слушателя посмеяться над отечественным телевидением. Точнее, над современными телегероями. Только чего над ними смеяться, если они сами того не осознавая выглядят жалко и убого, а аудитория «ДДТ» вряд ли вообще включает этот самый «зомбоящик»? Молодежь уже давно черпает информацию из интернета, а телевидение для многих что-то типа будильника, как когда-то была радиоточка.
По-моему, «Серый боров» – это холостой выстрел. Шевчук поет: «Не важно, что где-то сломалось в этом гребаном мире», но на деле никакого слома нет. Подавляющее большинство населения любой страны мира стремится к сытой жизни и к созерцанию тех самых, кто некогда «был простой педераст, стал большой патриот». Да и образы, используемые в тексте песни не всегда уместны: «боксерские початки» (что хотел сказать эти словосочетанием автор?), «на корпоративах мычишь средь волков одинокой овцой» (то же самое, к сожалению, можно сказать про выступления Юрия Юлиановича на митингах, та же овца среди тех же волков), «симпатичный анал» выглядит вообще вставным зубом, ну а победы в Лету канули потому что маршировать стало важнее, чем работать и жить нормальной человеческой жизнью. Но в чем-то автор прав, если посмотреть выпуск новостей, действительно создается впечатление, что «все зашибись». Но это и так всем понятно, а до тех, кто никак не поймет, посыл ЮЮ, увы, не дойдет.
Политическая тема в «P.S.» будет подниматься и в «Моногороде» (бывшая «Безработица»), и в «Песне расстроенного человека», и в «Басне о власти». Каждую из них можно назвать продолжением частушки про Путина, который едет по стране, да ничего не меняется. Тезисы, озвучиваемые Юрием в «Басне о власти» утопичны и он сам это прекрасно понимает: «добрая власть – добрый народ», красиво, но неосуществимо. Правительство как жило на другой планете, по выражению одного из персонажей известного фильма, так и продолжит жить. В той же «басне» умилила фраза «Скартавил однажды весьма нерусский» – метко, в точку, но подобные строчки в творчестве «ДДТ» раньше отсутствовали. Общественного резонанса фраза не вызвала, критики промолчали, хотя лет десять назад Константина Кинчева за «Грязь», которая, по большому счету, о том же самом, не разносил в пух и прах только ленивый. Почему-то ни на секунду не сомневаюсь, что если бы фраза со словом «скартавил» прозвучала в одной из песен «Алисы», в либеральной прессе уже стоял бы отчаянный вой об антисемитизме и оголтелом фашизме, спровоцированными открытой недавно «болезнью» – ПГМ. Но Шевчука не трогают, ему, стало быть, можно.
Какой-то пластмассовой стала «Безработица». Именно в музыкальном плане. На концертах она звучала намного живее и интереснее. В тексте также полно спорных моментов, типа «Слуги с нефтью воюют коварною, мы – хозяева, пьем в гараже». Возникает чувство, что Шевчук таким образом оправдывает вот это тупое беспробудное пьянство. И всем весело. Эдакая задорновщина, когда людям указывают на недостатки, а они заливаются смехом, соглашаются с оратором и ничего не меняют в жизни. Действительно, зачем? Ведь во всех личных проблемах можно обвинить режим, власть, национальный менталитет, но ни в коем случае не свою лень и стойкое отсутствие желания хоть что-то изменить.
Среди явных удач диска – песни «Больница», «Где мы летим» и «Северный гранит». «Больница» – самая трогательная композиция с пластинки, повествующая о детском раковом корпусе. Многим она известна под названием «Метастазы». Ее музыкальное решение – самое удачное из тех, что есть на диске. Первый куплет вместе с Юрием поет детский хор, подчеркивающий трагичность ситуации, а начиная со второго злые метастазы, изображенные трубой Ивана Васильева, начинают пожирать юные тела, не оставляя ни малейшего шанса… «Больница» оставила сильнейшее впечатление.
«Где мы летим» – приятная лирическая композиция о путешественниках, пользующихся услугами «аэроавто». Исполняется она на два голоса – второй вокал принадлежит Алене Романовой, новой бэк-вокалистке «ДДТ». Примерно в том же ключе звучит и «Северный гранит», написанный еще в начале нулевых, но пристроенный на CD только сейчас. Тоже замечательная композиция.
На мой субъективный взгляд, решение поместить «P.S.» в одну коробку с «Иначе» было правильным. Нельзя сказать, что он не смог бы жить самостоятельной жизнью, но спорных моментов в нем намного больше, чем в «Иначе». И, по всей видимости, если бы эти песни не были записаны сейчас, то так и остались бы лежать в архивах Шевчука. Так или иначе, а «P.S.» больше предназначен для фанов «ДДТ», чем для привлечения новых слушателей. Песен, которые могли бы стать народными, в нем нет, да и на радийный хит ни одна из композиций пластинки не тянет. И политика здесь совершенно не при чем.
Издатель: Navigator records, 2011