Вежливый Отказ. “Герань”
Переиздание альбома «Герань» московской группы «Вежливый Отказ» появилось на прилавках музыкальных магазинов в середине прошлого года. Релиз осуществило издательство «Геометрия», выпустив диск в эксклюзивной упаковке и сопроводив оригинальный материал видеобонусами, представленными на дополнительном диске. Издание рассчитано, в первую очередь, на коллекционеров и поклонников коллектива, но, возможно, именно благодаря ему кто-то из представителей молодого поколения откроет для себя интересное творчество этого необычного коллектива.
Произведения группы «Вежливый Отказ» не похожи на то, что мы привыкли слышать из колонок радиоприёмников и с телеэкрана. Коллектив принято относить к рок-сцене, подразумевая под этим определением некую элитарность, однако на большинство групп, творчество которых рядовой любитель современной музыки привык называть роком, «отказ» не похож. Более того, далеко не каждый сможет проникнуться песнями в исполнении Романа Суслова в момент первого знакомства с ними, в первую очередь благодаря их необычности и нестандартности, в чём, собственно, и заключается их прелесть.
То, что играет «Вежливый Отказ», хочется назвать фри-джазом. В произведениях коллектива можно услышать элементы как джаза, так и классической и современной рок-музыки. Прочнее всего после прослушивания альбома «Герань» в память врезаются гитарные переборы и трели саксофона. На мой взгляд, они и определяют общий саунд пластинки, доминируя над остальными инструментальными партиями. Естественно, запоминается необычный вокал, даже, правильнее сказать – мелодекламация Романа Суслова, отличающаяся спокойствием, уверенностью и непоколебимостью. Причём даже в моменты эмоционального всплеска.
Переиздание «Герани» скомпилировано таким образом, когда к студийному альбому прилагаются записи нескольких концертов, основу которых составил материал с этой же пластинки. То есть, слушатель получает возможность оценить как студийную работу, так и живое исполнение песен, по которому судить о способностях группы и профессиональных качествах музыкантов, на мой взгляд, правильнее. Кстати, два представленных на DVD концерта датированы 1998 и 1999 годом – периодом, когда работа над «Геранью» была в самом разгаре. Релиз же её состоялся в 2002 году.
Выступление, записи которых представлены на переиздании, сняты на любительскую аппаратуру. В этом можно найти как минусы, так и свои плюсы. Недостаток – это качество, которое всегда могло бы быть лучше, достоинство – ощущение реальности происходящего, дающее эффект присутствия. Прелесть таких записей в том, что они являются документальным свидетельством эпохи, где всё представлено так, как оно было на самом деле. Третье видео на DVD – это запись программы «ПроСвет» Дмитрия Диброва, эфир которой состоялся в марте 2006 года. И вот этот бонус лично мне показался самым интересным.
Участие в телепередаче подразумевает прямое общение. Программы Диброва отличались от множества подобных правильной атмосферой, когда хозяином студии фактически становился гость, а ведущий лишь грамотно управлял процессом. В итоге зритель получал представление и о творчестве музыкантов, как в случае с «Вежливым Отказом», так и об их мировоззрении. Хоть и считается, что слушатель должен сам делать выводы из увиденного и услышанного, без учёта каких-либо позиций авторов, иногда полезно узнать о том, чем живут эти люди. Думаю, не только мне это интересно.
Несмотря на то, что творчество «Вежливого Отказа» является музыкой нишевой и никогда не будет пользоваться спросом большой аудитории, ценителям хорошей качественной музыки я бы рекомендовал послушать «Герань». Хотя бы для того, чтобы иметь представление о коллективе и том, что он из себя представляет. Эти песни из разряда тех, которые не станешь слушать ежедневно, но раз услышав время от времени захочешь неизбежно поставить вновь. Гурманы могли бы здесь провести параллель с деликатесом, который изредка можно себе позволить, чтобы в полной мере насладиться изысканным вкусом.
Издатель: Геометрия, 2013