CD: Иллинойз. “Для никого”
Долгое время рок-столицами в России было принято называть Санкт-Петербург, Москву и Екатеринбург. Именно в этих городах возникли наиболее яркие группы, которые и сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, интересны слушателям и на лаврах почивать не собираются. В список упомянутых выше столиц можно было бы добавить и Нижний Новгород, где в последние годы появилось немало интересных самобытных групп. «Хроноп», F.P.G., Захар Прилепин и «Элефанк», «Иллинойз» – это всё нижегородские коллективы, способные составить конкуренцию столичным звёздам. И если первые три команды более-менее известны отечественным меломанам, то о группе «Иллинойз», записавшей два полноценных альбома, пока ещё слышали немногие. Последняя на текущий момент пластинка группы была издана этой весной и называется «Для никого».
Вообще, название группы пишется строчными буквами. Но, надеюсь, музыканты не обидятся, если я для удобства, в первую очередь, читателей, буду указывать их наименование с заглавной буквы. Тем более, что неизвестно, как коллектив будет именовать себя на следующей пластинке, ведь на их дебютном альбоме название выглядело вообще непроизносимо, а именно – ill!noiz. Оригинально и неповторимо, также и как музыка, которую делают эти нижегородцы.
Если говорить кратко, то альбом «Для никого» – это довольно убедительная пластинка, песни с которой отличаются жёсткой музыкой, выверенными аранжировками и женским вокалом. Альбом состоит из десяти композиций и двух скрытых треков. Начало пластинки интригует и мотивирует к дальнейшему прослушиванию работы, но по ходу развития музыкального повествования, как мне кажется, многие слушатели, столкнувшиеся с музыкой «Иллинойз» впервые, начнут выискивать сравнения с другими группами. Рядовые любители русского рока разглядят здесь сходство с Земфирой и обвинят вокалистку Александру Филиппову в копировании её манеры пения. Более продвинутые меломаны сравнят нижегородцев с группой «Дети Picasso».
Да, действительно, на первый взгляд, сходство очевидно. Тембр голоса Филипповой схож с тембром Земфиры. В то же время манера пения вокалистки «Иллинойз» похожа с манерой пения Гаяне Арутюнян. Местами вокал Александры из-за своего надрыва кажется истеричным, что у многих может вызвать отторжение. К тому же, он однообразен: практически всё поётся на высоких нотах, слова тянутся, временами создаётся впечатление, что певица вот-вот задохнётся от нехватки воздуха. Поэтому продолжительные инструментальные проигрыши воспринимаются здесь, как глоток свежего воздуха. Наиболее показательна в этом отношении композиция «Для никого», большая часть которой – это красивый «приджазованный» диалог саксофона с квакающей гитарой, которые и создают настроение. Но вот как только в финале композиции вступает голос, вся магия куда-то исчезает. Возможно, так и было задумано, т.к. и музыка в коде становится какой-то тревожной.
Произведения группы «Иллинойз» интересны своей музыкальной составляющей. Воспринимать тексты из-за специфического вокала нелегко, ибо они просто-напросто не запоминаются, за исключением каких-то отдельных фраз (типа, «Ленин, партия, комсомол, пусто в сердце, пуст танцпол» или «Музыка меня слушает»). А вот музыкальные ходы очень интересны, особенно это касается партий саксофона. Показательный пример – трек «Этой ночью», кульминацией в котором является внезапное подключение гитар, рёв которых плавных сменяется нежным соло саксофона. Отмечу также, что названная композиция запоминается и рефреном:
Этой ночью играй на саксе
Прекрасно и ужасно
И вторжения англосаксов
Подождём до завтра.
Мне трудно представить потенциального слушателя группы «Иллинойз». Музыка коллектива уж слишком немассовая и даже на клубной сцене, как мне кажется (возможно, я и ошибаюсь), музыкантам придётся нелегко. Хотя то, что они делают – это и есть новый формат клубной музыки, которая, возможно, при должной поддержке, через какое-то время станет модной. Но почему-то мне думается, что «Иллинойз» к тому времени станет играть что-то другое, быть может, снова опережая время.
Издатель: Геометрия, 2013