Аквариум. “А+”
Когда после завершения масштабного тура, посвящённого 40-летию «Аквариума», Борис Гребенщиков сделал историческое заявление об уходе в партизаны, интересующиеся его творчеством с интересом стали гадать, как его следует трактовать и что за ним последует? А последовали акустические концерты в усечённом составе без Александра Титова, но с Алексеем Зубаревым, несколько сиглов и таинственный сайд-проект «Сюита Ф», долгожданное переиздание всей дискографии сначала на компакт-дисках, а потом запуск виниловой серии и, наконец, релиз альбома «А+».
Появление новой пластинки, однако, не внесло ясность в то, что происходит с «Аквариумом» сегодня. Наоборот, возникло множество вопросов. Например, куда делись те песни, которых можно было ожидать в новой студийной работе, например, «Расти, борода, расти», «Хавай меня, хавай» и другие? Почему в записи диска не принял участие Зубарев, исправно выходящий на сцену во время концертов? Невольно закралась мысль, а есть ли вообще такое явление как «Аквариум»? В общем, надо признать, что «уход в партизаны» удался на славу!
Интересно, что и релиз альбома состоялся как-то неожиданно, без традиционного информационного шума. Не было ни заблаговременных анонсов, ни последующих после выхода диска рецензий. Да и в социальных сетях, кажется, больше говорили о коллекционном боксе, а не о новой работе группы. Впрочем, новой её можно назвать лишь отчасти, поскольку песни с пластинки уже исполнялись на концертах, а некоторые, как, например, «Как движется лёд» раньше уже издавались официально, а под названием “Молитва и Пост” в 2001 году был выпущен концертный альбом, на котором представлена запись 1998 года. То есть, по сути «Аквариум» просто сделал компиляцию из старых песен, облачив их в новые аранжировки и записав на более высоком качественном уровне.
В аранжировках вошедших в «А+» песен доминируют духовые инструменты. Во всяком случае, именно их партии запоминаются больше всего. Гитар в альбоме мало, самое запоминающееся соло звучит в композиции «Синее небо, белые облака». Хотя, учитывая возвращение Зубарева в концертный состав, лично я питал надежду услышать именно его партии. Увы, автор решил иначе. Не дали особо разгуляться и Брайану Финнегану – его флейта солирует в «Кошке моря», в остальных песнях задвинута на задний план.
Зато приятным сюрпризом стало издание на носителях песен «Рухнул» и «Сутра ледоруба». Первая должна была войти ещё в «Беспечного Русского Бродягу», а наиболее часто исполнялась на концертах в 2009 году, благодаря чему многие рассчитывали услышать её в «Архангельске», но тогда не сложилось. Вторая исполнялась со сцены ещё в 90-х годах, да всё никак не попадала в альбомы. Теперь же это один из лучших треков диска «А+», на мой субъективный взгляд.
В целом, новый альбом «Аквариума» оставляет приятное впечатление, но считать его за начало очередной, в данном случае «версии 4.0», на мой взгляд, неправильно. Больше похоже на подтирание хвостов и восстановление исторической справедливости. Дело стоящее, ведь лучше выпустить эти песни единым альбомом, чем публиковать в виде синглов или доукомплектовывать ими студийники нулевых в последующих переизданиях дискографии.
Издатель: Мистерия Звука, 2013
Альбом “Аквариум Плюс” издан на CD вместе с синглом “Праздник Урожая”.