Директор компании “Бомба-Питер” Олег Грабко: “Работы много и в перспективе есть куда развиваться”
«Бомба-Питер» является одной из старейших действующих музыкальных компаний в современной России. Её история началась в 1992 году, когда в Санкт-Петербурге открылся первый рок-магазин, быстро ставший популярным не только у городских меломанов, но и среди ценителей хорошей музыки из других городов, причём не только близлежащих. В феврале 1994 года был открыт первый офис компании. В дальнейшем фирма занималась дистрибьюцией западной и отечественной музыки, а также продюсерской и издательской деятельностью. О сегодняшнем дне лейбла, а также о его успехах и достижениях порталу «Репродуктор» рассказал генеральный директор «Бомбы-Питер» Олег Грабко.
– Олег, в этом году издательству «Бомба-Питер» исполняется 20 лет. Как вы оцениваете положение лейбла на отечественном музыкальном рынке сегодня?
– Сложно оценивать себя со стороны, вопрос самооценки каждого человека весьма условный и интимный. Тем не менее, могу сказать, что работы много и в перспективе есть куда развиваться, так что безработицы мы не боимся. Другое дело, что насколько хватит сил и средств на развитие, как развернётся рынок, и каковы будут действия властей в области поддержки культурных инициатив, это большой вопрос. И пока радужных перспектив по поддержке не предвидится.
– Каких успехов добилась компания за прошедшие годы или, правильнее спросить, какими изданиями вы гордитесь больше всего?
– Их не счесть, сложно выделить одно-два издания из нескольких тысяч. Тем не менее, обычно всегда, как и детей, первого и последнего любишь чуть больше. Это нормально. Проект, с которого я начинал как продюсер, ПОЛКОВНИК и ОДНОПОЛЧАНЕ и в то же время МАШНИНБЭНД будут у меня всегда в воспоминаниях о прекрасных днях с друзьями. А крайний проект, о котором хочется говорить, это концептуальный двойной диск фортепианной классической музыки Полины Фрадкиной «Меланхолия». Это новый взгляд и подход к классике.
– Сегодня издательский бизнес переживает непростые времена. Благодаря интернету, давшему открытый доступ к любой информации, продажи музыки постоянно снижаются. Насколько сильно это ударяет непосредственно по компании?
– Доступ к информации, это прекрасно, я, в отличии от наших депутатов, считаю, что всё запретное будет пользоваться большим спросом у маргиналов и потенциальных извращенцев, чем, если просто дать людям хорошее образование, развивать вкус и меру в потреблении. Сегодня людям замусоривают мозги таким бешеным потоком нефильтрованной, а подчас специально подготовленной информации, что им становится сложно разобраться, что хорошо, а что наносит вред. Я искренне считаю, что если человек хочет прожить свой краткий путь существования с пользой и удовольствием, то надо думать не только о пище и физическом здоровье, но и о духовном развитии. Любая компания, выпускающая на рынок информацию, которую нынче принято обобщённо называть «контент», может и должна формировать его под определённую аудиторию, вкладывая в свою деятельность не только коммерческий интерес, но и просветительскую функцию. Иначе ей не с кем будет работать и общаться через десяток лет. «Бомба-Питер» с 1996 года выпускает классику, развивает каталог качественной рок-музыки, внимательно и избирательно выпускает джаз, альтруистически работает над фольклорным репертуаром. Все это для того, чтобы зарабатывая на одном, развивать в широком спектре интерес аудитории и формировать рынок потенциальных потребителей качественной музыки будущего. Колебания конъюнктуры при таком широком спектре меньше, чем у узконаправленного лейбла, работающего только на потребу сегодняшней аудитории.
– В чём вы видите спасение издательского бизнеса сегодня? Оправдывают ли затраты на осуществление релизов цифровые продажи?
– Спасение утопающих, особенно в нашей стране, дело рук самих… Мы никогда не стремились спастись или сохранить, мы просто идём вперед. Именно поэтому «Бомба-Питер» первой в стране заключила контракт на цифровую дистрибьюцию в 2005 году. И с тех пор рост потребления нашего цифрового контента каждый год прогрессирует, чему способствует развитие мобильных систем коммуникаций, а так же удешевление и упрощение этих систем. В целом, прогресс в интернет-дистрибьюции пока стабилен, от 50 до 200 % в год прироста оборотов. Кроме того, интернет-дистрибьюция развивает коммуникации между создателем и потребителем, провоцирует прямые контакты музыкантов и промоутеров, объединяет всех людей мира в одну широкую сеть общения. Это здорово!
– Если не ошибаюсь, именно «Бомба-Питер» была не только первой российской компанией, вышедший на рынок электронных продаж музыки, но и фактически первым независимым дистрибьютором музыки в России?
– Да, мы первыми открыли независимый рок-магазин в 1992 году, а через два года создали первую дистрибьюцию легальных носителей в пост-советском пространстве. Это, конечно, даёт фору перед последователями, но шишек набивается больше. Сейчас рынок здорово пресыщен, так как вслед за нами идут столичные крупные и богато финансируемые игроки на рынке. Но нас это не смущает, надо просто найти свою нишу и работать с любовью. Вроде все просто, но в реализации это очень сложный вопрос адекватности и умения анализировать.
– Знаю, что лично для вас сегодня далеко не последнюю роль играет выпуск альбомов отечественных рок-групп на виниловых пластинках. Что подтолкнуло вас принять решение к подключению «реанимации носителя»?
– Я никогда не прекращал быть поклонником винила, как идеального с точки зрения аудиофила носителя музыки. Тем не менее, был реальный провал интереса к этому виду носителя на рынке. В середине первого десятилетия народ стал возвращаться к истокам альбомно ориентированной музыки, к «тёплому» аналоговому звуку и я заметил рост цен на винил на вторичном рынке. Года 3-4 назад я стал говорить о возрождении винила, как коммерчески перспективного носителя в пику развития цифровых технологий, так как в любой массовой культуре должна быть прослойка элитарных потребителей. Дороговизна аппаратуры, самих изданий и эксклюзивность аналогового звука (спиратить винил весьма проблематично), сами собой создали рынок людей с достатком и интересом к этому товару. Вот на эту узкую прослойку «интеллигенции» мы и рассчитывали. И угадали. Правда сейчас опять же какие-то столичные предприниматели, почуяв наживу, стали бездарно заваливать рынок виниловым ширпотребом. Это пока не мешает, но пресыщает и без того не большой рынок, а главное – расфокусирует внимание тех, кто еще не устойчив в выборе репертуара. Боюсь, как только объемы продаж рухнут, москвичи, так же, как и с CD рынком начнут его просаживать демпингом и распродажами. А это будет уже катастрофа для этого сегмента.
– Какие винилы были изданы вами в последнее время и чем планируете порадовать меломанов в обозримом будущем?
– Мы не так много издаем, так как каждый релиз требует очень тщательной работы: аналоговый мастеринг, редактура, создание оригинального дизайна и прочее, все это отнимает и время и средства. Кроме того, выпуск винила весьма дорогостоящее предприятие, требующее в разы больше денег, чем выпуск CD. В 2013 году мы выпустили всего 2 релиза: фолковая группа REEL «Странные люди» и Петрозаводская рок-группа РЕВОЛЬВЕР «Vолаrы & Каnтarы». Сейчас вышел двойной винил легендарной группы «Странные Игры» «Метаморфозы / Смотри в оба». Готовим переиздание альбомов Сергея Курёхина к его 60-летнему юбилею, который будет отмечаться в июне.
– Хочется заострить внимание на пластинках группы «ДДТ». В 2012 году «Бомба-Питер» анонсировала переиздание всех альбомов упомянутого коллектива на виниле, но с тех пор было осуществлено лишь два релиза. Чем вызвана остановка серии? Дождутся ли поклонники творчества Шевчука выхода остальных альбомов?
– Да, остановка произошла по причине огромной занятости Юрия Шевчука, который стремится контролировать все процессы, связанные с творчеством группы «ДДТ», а также из-за некоторых взаимных претензий по этим двум релизам. Тем не менее, я очень надеюсь, что в этом году мы разрешим все вопросы, придём к согласию и я готов продолжить работу над переизданием каталога группы «ДДТ». Средства уже есть, желание тоже, вопрос только в личной встрече и обсуждении с Юрой всех деталей.
– Выпуску винила «Странных Игр» предшествовала краудфандинговая кампания, в ходе которой собирались средства на реализацию проекта. Что значила эта акция для вас: возможность свести риски к минимуму, оценка реального спроса на музыку коллектива или что-то другое?
– Для меня это был вопрос рекламы, так как средств, что мы со второй попытки собрали, не хватит на покрытие предварительных затрат на мастеринг и дизайн-макет. Но мне было важно собрать некий фон интереса вокруг этого издания, некий ажиотаж среди коллекционеров. Не знаю насколько, но в какой-то мере это сработало. Думаю продолжить в том же духе и с другими переизданиями. Мне это напоминает, да простят меня ортодоксы, как в старину люди всем народом строили храмы и другие присутственные дома. Такие строения были в большем почёте у граждан, их берегли как своё. В краудфандинге есть эта «народность», мне люди пишут, что им просто приятно поддержать копеечкой хорошее начинание. И это важно.
– Предлагаю вспомнить ещё один проект «Бомбы-Питер», начало которому было положено в нулевых годах. Тогда был объявлен выпуск на DVD серии «Архив русского рок-н-ролла», в рамках которого были анонсированы релизы «Гражданской Обороны», Янки Дягилевой, «Комитета Охраны Тепла», «АукцЫона», «Телевизора» и других коллективов. Часть релизов была осуществлена, какие-то издания в конечном итоге вышли на других лейблах, какие-то так и не появились. Будет ли когда-нибудь эта серия продолжена?
– Нет, видео архивы у меня по-прежнему хранятся, но в коммерческом плане, для оптовой или розничной реализации они не представляют особенного интереса. Возврата к рынку физических носителей – CD или DVD пока не предвидится. Мы выпускаем сегодня только или что-то совсем гениальное и на перспективу, послание в будущее, обычно в коллекционном виде и малыми тиражами, как, например недавний долгожданный релиз «Броненосца Потёмкина» с новой музыкой Олега Каравайчука, или для самих групп, которые реализуют свои диски на собственных концертах. Рынка, как такового, уже нет, есть люди, которые никуда не денутся и будут тащить эту лямку музыкальной розницы, пока не порвутся. Но это уже не рынок, а антиквариат.
– «Бомба-Питер» известна не только как издающая и занимающаяся дистрибьюцией компания, но и как некий продюсерский центр. Вы регулярно выпускаете сборники песен молодых исполнителей «Охота!». Как происходит отбор участников в него? Иными словами, что нужно делать группам, чтобы их композиция была представлена на диске?
– Промо-сборник «Охота!» с 1999 года помогает мне упрощать систему знакомства и мониторинга новых исполнителей, которых легион. В день мне иногда приходится прослушать до 20 новых групп. Поэтому мы и создали сайт: ohota.bomba-piter.ru, на который музыканты могут весьма легко выложить свою презентацию (музыка, видео, пресс-релиз с контактами, фото) и ждать публичного обсуждения. Я обычно кратко характеризую новые поступления и даю советы. То, что на мой взгляд можно более широко представить на суд слушателей, я беру в сам сборник на физических носителях, уже готов 46-й выпуск, а кроме того, начиная с «Охота!-30» мы выкладываем сборники в цифровых витринах: iTunes, Yndex.music, и т.п.. Что дает колоссальный потенциал для групп во всем мире.
– Творчество каких молодых коллективов лично вы считаете заслуживающим особого внимания?
– Их много, но для себя я обычно выделяю не более 3-5 групп, чтобы не порваться. В зоне моего «горячего» внимания сегодня группы «Снега» Алексея Рахова, с которым мы уже почти 10 лет идём по жизни. Их творческий потенциал велик, но не хватает времени и средств, чтобы сделать их творчество всенародно любимыми в одночасье. Но мы к этому не сильно стремимся, так как каждый плод должен вызреть. Сейчас уже скоро как два года никак не можем закончить работу над третьим альбомом группы. Дзен-панк-трио «Скворцы Степанова», напротив, активны и очень плодовиты. В феврале появится шестой альбом на лейбле «Бомба-Питер». Они много ездят, гастролируют и у них большие перспективы, я в этом уверен. Дальше есть несколько групп, которыми я только начинаю интересоваться, но не все из них, возможно, останутся, так что пока не будем их называть, чтобы не сглазить. Обычно, мне очень помогает в отборе моя работа на крупных фестивалях, так «Рок-Лайн» (Пермь), «Окна Открой» и «Рок Иммунитет» (Питер), «Калининград in Rock» (Калининград), «Беломор Буги» (Архангельск) и еще почти с десяток других.
– Совсем скоро пройдут официальные празднования юбилея «Бомбы-Питер». Можете рассказать о них подробнее?
– 20 лет не сильно круглая дата и я не собирался её отмечать шумно, но именно подготовка и выпуск винила «Странных Игр» меня спровоцировали пошуметь «под повод». Сначала я хотел сделать три концерта: рок, барды и советские композиторы (а я работал с живыми классиками Андреем Петровым, Исааком Шварцем и со вдовой Вениамина Баснера готовимся отпраздновать 90-летие её великого мужа) Третий концерт хотел провести в Капелле для классики и, так называемого crossover (Терем Квартет, In-Temporalis, etc.). Но пока сил хватает на первые два направления, а с Капеллой решил повременить. Нужен спонсор. Делать в наше время концерты, а тем более праздники на самоокупаемость могут только сумасшедшие и альтруисты, если, конечно, это не концерт раскрученной «звезды». 2 февраля в 18.00 в уютном клубе «Зал Ожидания», что на набережной Обводного канала, 118 в ТРК «Варшавский Экспресс» мы собираем в первую очередь друзей. Это группа «Странные игры» и еще 4 коллектива, в которых играют музыканты хэдлайнеры: «Снега» Алексея Рахова, «НОМ» с Николаем Гусевым, «Мануфактура» с Раховым и Черидником, а также супер-мощный по составу кавер-бэнд Gruppa L’eto, в котором поют и играют музыканты всех известных рок-групп. И поют они очень известные песни из репертуара «Кино», «АукцЫона», «Аквариума», «Алисы» и пр. Между ними будет масса сюрпризов в виде сольных выступлений-поздравлений от групп, с которыми я работал: «Торба-на-Круче», «Кукрыниксы», «Пилот», «Чиж», Чернецкий и пр. Откроют гала-концерт те самые полуголые дзен-панки «Скворцы Степанова», с которыми я проехал всю Россию от Калининграда до Владика с концертами. Театр «Вампука» Жени Глюкк представят шоу-развлечение в зоне отдыха для детей и взрослых с играми и розыгрышами. Да, и еще, я нашёл в гараже пачку «бомбаксов» что мы выпускали на 10-летие «Бомбы-Питер». Это почти доллары, но вместо «мёртвых президентов» там Гаркуша, БГ, Чиж, Горшок, Фёдоров и пр. Мы будем выдавать их на входе всем по билетам, они оцениваются по курсу 50 рублей = 1 бомбакс и на них можно будет купить диск, книгу и еще что-нибудь. Они будут разыгрываться и потом мы предложим проголосовать ими на выходе за процветание нашей компании.
Группы и музыканты, пришедшие на концерт в качестве зрителей, получат возможность бесплатно поучаствовать в промо-сборнике «Охота!», выпустить альбом на лэйбле и попасть на наш ближайший фестиваль. Этой акцией мне хотелось привлечь больше музыкантов на наш юбилей, чтобы нас объединить в праздничной обстановке, а так же показать им как хорошо, когда группа актуальна спустя 30 лет на примере «Странных игр». Создать некий мостик поколений.
– Спасибо вам за интервью и успехов в работе!
– И вам не хворать, надеюсь, и на 25-летие придёте и мы еще что-нибудь обсудим! Всем любви и процветания!