Подводим итоги. Главные клипы русского рока 2022 года
Пришло время вспомнить главные клипы русского рока 2022 года. По понятным всем причинам, их было снято гораздо меньше, чем когда-либо в последние годы. Ну и тематика большинства из них получилась вполне в духе времени. Что тоже вполне предсказуемо и ожидаемо.
В наступившие времена публикуемые в интернете клипы стали одной из немногих возможностей высказывать своё мнение. Увы, всё чаще опасаясь за последствия. Честь и хвала тем, кто продолжает делать своё дело, несмотря ни на что, оставаясь верным убеждениям и идеалам до последнего.
Сразу скажу о том, что осталось за рамками обзора. В первую очередь, это любые клипы с элементами пропаганды. Таковые выпустили группы «Серьга» и «Ва-Банкъ». Позиция Галанина и Скляра ясна и понятна и достойна эфира федеральных каналов. Какой-либо художественной ценности их ролики, к сожалению, не имеют.
Вот, например, клип группы «Сплин» «Топай» художественную ценность имеет. Он интересно сделан, в нём чувствуется стиль. Если же говорить об эмоциональной составляющей, то это один из последних клипов мирного времени. Пройдет немного времени после премьеры этого ролика и за поддержку коллег Александру Васильеву закроют концерты в России. То ли за то, что остался человеком, то ли за песни про Гарри Поттера, «За семью печатями», «Беги, моя жизнь».
Заслуживает внимания ещё один клип, опубликованный за десять дней до начала СВО. Это анимационный ролик группы «Дайте Танк (!)» на песню «Люди». Ироничный текст отлично проиллюстрирован. Кстати, в песне лидер коллектива Дмитрий Мозжухин поет «Люди любят и доказать это могли бы, для чего иначе людям каратэ и борьба?». Интересно, мог ли он знать о том, насколько любвеобильным будет весь 2022 и, по всей видимости 2023, а то и многие последующие?
Группа «ДДТ», которой также закрыли концерты, в 2022 году выпустила несколько клипов. Самый сильный из них снят на весьма слабую песню «В магазине». Видеоряд несёт смысловую нагрузку и эмоционально насыщен. Тяжелая для восприятия работа, да к тому же не самая удачная песня дали небольшое число просмотров. Тема же авторами поднята важная.
Группа «Крематорий» выпустила первый за долгое время игровой клип, за деньгами для съёмки которого впервые обратилась к модной системе краудфандинга. В итоге получился полноценный вестерн-блокбастер «Бар Под дулом револьвера». Внимательный зритель увидит в нём отсылки к дню сегодняшнему, хотя все и так знают, что пульт от телевизора одна из самых страшных вещей современности.
Мощный блокбастер сняла и группа Louna, концерты которой тоже оказались не очень желательны в России. Музыканты обратились к творчеству Джорджа Оруэлла, много лет назад описавшему в своей антиутопии «1984» мир, в котором мы теперь вынуждены жить. В клипе-экранизации выхвачено самое главное из романа.
Нетипичный для себя клип выпустила Земфира. Её ролик «Мясо» составлен из рисунков на военную тему. Понятно, что видеоряд привязан к конкретным событиям и во многом основан на опубликованных фотографиях и видео. Но такой видеоряд подойдёт к любому вооруженному конфликту. Сильно и пока без последствий. Иноагентом Земфиру не объявили, дело не завели, а концерты в России она и так играть, похоже, больше не будет.
Яркий и эмоционально насыщенный клип на песню «Зло» выпустила группа «Слот». Видеоряд довольно точно показывает то, что происходит в современном обществе. Даже без привязки к военным событиям. Злоба и агрессия уже давно доминируют в инфопространстве, а когда общество постоянно подогревается, внутри него ищут врагов и предателей, взрыв неизбежен. Путь к выходу показан в клипе.
Не менее важен клип Бранимира «Не хочу никуда уезжать». Всё, что в нём показано, будет отлично понятно поколению, чьё детство и юность пришлись на вторую половину 90-х годов. Столь милая и знакомая сердцу родная безысходность. Разрушенный мир, в котором живут люди.
Пример отличного малобюджетного клипа – «Осторожно, Россия!» от группы «Анимация». Как говорится, простенько и со вкусом. Кто-то узнает в героях ролика себя, а кто-то скажет: «Вот именно поэтому и имеем то, что имеем». За простотой скрывается глубина. И смыслов здесь можно найти очень много.
Самый сильный в эмоциональном плане клип снят на песню «С новым годом, сынок!» группы «Ногу Свело!». Чулпан Хаматова и Артур Смольянинов изображают на экране родителей, а полный бокал шампанского на столе предназначен их сыну. Ну все знают в каких случаях у нас на столах полные стаканы с фотографиями ставятся. В целом же это тот случай, когда видеоряд намного сильнее песни.
Чутье подсказывает, что в следующем, 2023 году, клипов будет ещё меньше, а их настроение станет ещё грустнее и печальнее. Ну а может и так статься, что снимать ролики будет некому, а публиковать – негде. Одно могу сказать точно: лучше вообще без клипов и музыки, но в мире и согласии.