Юбилей Треугольника, или Что пел Борис Гребенщиков 40 лет назад
В сентябре 1981 года вышел один из самых необычных магнитоальбомов в истории отечественной музыки. Группа «Аквариум» выпустила «Треугольник», который во многом повлиял на развитие русского рока. В 2021 году этой записи исполняется 40 лет, поэтому предлагаю вспомнить самые яркие вошедшие в него песни.
Для «Аквариума» «Треугольник» стал второй студийной работой. Запись производилась в легендарной студии Андрей Тропилло на Охте. Последний, к слову, сыграл на блок-флейте в двух песнях: «Матрос» и «Миша из города скрипящих статуй».
Как вспоминал сам Борис Гребенщиков, критики приняли работу прохладно. Например, Артемий Троицкий отмечал концептуальность магнитоальбома, но был уверен, что «в Москве такой бред слушать никто не будет». Но, как это часто бывает, публика рассудила иначе.
«Треугольник» – одна из наиболее часто вспоминаемых поклонниками работ Бориса Гребенщикова. Более того, в социальных сетях можно встретить комментарии о том, что лучше этого альбома «Аквариум» так и не записал. Утверждение спорное, но вполне имеет право на жизнь.
Главный хит альбома «Треугольник» – старик «Козлодоев». Впрочем, всесоюзную известность произведению принес фильм «АССА». Интересно отметить, что в этой картине песню поет Сергей Рыженко, а аранжировка сильно отличается от канонической.
Не менее яркий хит – песня «Мочалкин блюз». И, как и в случае с «Козлодоевым», успех к ней пришел после выхода все того же фильма «АССА». В кадре её исполнял Сергей Бугаев по кличке Африка голосом Сергея Рыженко.
Широкую известность получила композиция «Два тракториста». Примечательно, что спел её виолончелист Всеволод Гаккель. Уже по ходу действия произведения к нему присоединились Борис Гребенщиков и Ольга Першина. Кстати, в 2015 году Гаккель исполнил это произведение в рамках проекта Федора Чистякова «Аккордеон рок», запись можно посмотреть на нашем портале.
Песня «Миша из города скрипящих статуй» получила весьма неожиданное продолжение в конце 80-х. Фронтмен «Алисы» Константин Кинчев процитировал её название в композиции «Шестой лесничий». Учитывая, что тогда страной руководил Михаил Сергеевич Горбачев, старое произведение приобрело новый смысл.
Нельзя обойти вниманием недооцененный хит «Поручик Иванов». Бодрая композиция, про выходящего на парад без штанов поручика. Сегодня подобный образ может показаться наивным, но в начале 80-х он был довольно смелым и неожиданным.
Посвящение Марку Болану, написанное на его же музыку. Композиция «Сергей Ильич», закрывающая пластинку. Отличное завершение великолепной истории.
Но есть в «Треугольнике» еще одно произведение, которое тоже не хочется обделять вниманием. Это – инструментальная зарисовка «Гиневер». Сочинили и исполнили её флейтист Андрей «Дюша» Романов и фаготист Александр Александров.
Конечно, учитывая концептуальность задумки «Треугольника», слушать этот альбом правильнее целиком, от начала до конца. Только так можно проникнуться этой неповторимой атмосферой свободы творчества и свежести идей. Ну а 40-летие альбома – разве не повод, чтобы еще раз его послушать?