Всеволод Гаккель. “Аквариум как способ ухода за теннисным кортом”
История русского рока пока еще не нашла полноценного отображения в литературе. Книг, рассказывающих о становлении корифеев отечественной рок-сцены, выпущено ничтожно мало. Да и на мемуары музыкантов рассчитывать не приходится – те, что продолжают радовать публику новыми песнями, находятся в постоянном движении и у них элементарно нет ни времени, ни желания окунаться в воспоминания, ну а с тех, кто уже ушел, и спроса никакого быть не может.
Тем не менее, отдельные активные деятели эпохи расцвета русской рок-музыки все же посчитали необходимым поделиться с интересующимися своими воспоминаниями. Можно сколько угодно рассуждать о мотивах, побудивших музыкантов взяться за перо, да только есть ли в этом смысл? С другой стороны, практика показывает, что в мемуарах люди стараются выплеснуть затаенную обиду, которая все никак не отпускает и мешает человеку жить полноценной жизнью.
Главной отечественной группой начала 80-х было принято называть «Аквариум». За всю историю коллектива в нем переиграло огромное количество музыкантов, но золотым составом до сих пор считается тот, который просуществовал до 90-го года. Всеволод Гаккель, написавший самую объемную на сегодняшний день книгу об истории «Аквариума», играл в группе на виолончели с середины 70-х годов и вплоть до ее роспуска в конце 80-х. Сегодня он редко выходит на сцену, однако поклонники до сих пор помнят и не умаляют его вклад в развитие коллектива.
Из книги «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом» действительно можно узнать много интересного. И не только об известной группе. Сева довольно красочно описывает Петербург периода его детства и очень ненавязчиво рассказывает об истории своей семьи. Можно сказать, подкупает читателя. Стиль повествования не напрягает, если вдруг возникает необходимость перечитать страницу заново, так это не оттого, что не удалось уловить смысл, а ради попытки снова пережить эмоции, вызванные словами автора.
История группы, как таковая подается тоже ненавязчиво. Гаккелю удается до последних страниц скрыть свою обиду на Гребенщикова за то, что в новом «Аквариуме» не нашлось места старым музыкантам, хотя отдельные нотки недовольства проскальзывают на протяжении всего повествования. Сева с упоением рассказывает о своем знакомстве с БГ, раннем периоде жизни творческого коллектива и как-то скомканно о последнем этапе существования золотого состава. Довольно большая часть воспоминаний посвящена «американскому периоду» «Аквариума», в частности, работе на профессиональной коммерческой студии.
Нашлось в книге и место для воспоминаний о гениальном джазовом музыканте Сергее Курехине. Отлично воссоздана картина межличностных отношений участников «Аквариума» и околомузыкальной ленинградской тусовки. В общем, мемуары Гаккеля приоткрывают многие завесы с тайн и дают общие представления о том, кто есть кто в советском роке. Кроме того, в эпилоге Сева в подробностях рассказывает о судьбе и жизнедеятельности первого отечественного независимого рок-клуба «Там-Там», учредителем которого он являлся.
Книга Гаккеля займет достойное место в библиотеке отечественного меломана. Возможно, сегодня в свободной продаже найти ее будет не так легко, но в отдельных интернет-магазинах заказать ее, наверняка, можно. Быть может, она доступна и в отсканированном виде и лежит себе дожидается читателя на каком-нибудь из сетевых порталов. Короче говоря, тем, кто заинтересован в ознакомлении еще с одной точкой зрения на историю отечественной рок-музыки, настоятельно рекомендую прочесть Севины мемуары. Уверен, полученная информация окажется полезной.
Купить книгу “Аквариум как способ ухода за теннисным кортом” Всеволода Гаккеля на “Озоне”.