Гномы, йогурт и сосед по палате: как “Палево” сыграло в “Швайне”
Это был необычный опыт. Единственный концерт «Палева» в Петербурге, о котором мне известно, я в свое время пропустил. Тем не менее, на недавнем выступлении я присутствовал, пусть даже и виртуально. Сайт клуба «Швайн» позволяет смотреть концерты в реальном времени. Заранее оговорюсь — это не реклама, так что, я даже не узнавал, транслируется так каждое выступление или какие-то определенные. Статья о другом — о, непосредственно, ощущениях. А они — пожалуй, конечная цель любого медиа-явления. Так вот: мне было интересно.
В звуке был перегруз — понятно, что не в том звуке, который на самом деле слышали посетители клуба (верю, что он был чист, как слеза младенца), а в том, который доносился до онлайн-публики. То ли микрофон камеры сыграл роль, то ли настройки на пульте, то ли десятикратное сжатие-пересжатие, но гитары хрипели еще как. И это, знаете ли, весьма необычно. Некоторые делают такой звук специально, а здесь — пусть даже только из-за случайности — я, наконец, узнал, как бы звучало «Палево», если бы Сурков решился играть гитарный нойз. Тем более, отсутствовал скрипач, и аранжировки, соответственно, упростились. Группа экспериментальная, у нее много всяких импровизаций, поэтому любое привнесение не сильно все портит, даже наоборот — придает неповторимость моменту.
Большей частью, трек-лист состоял из песен с альбома «Шаровары Вячеслава». И здесь как-то выделилась «Мама Бори» — может, обстоятельствам соответствовала. Впрочем, были и другие песни — «Особенную солнечную музыку» (в таком исполнении больше напоминающую печальный марш), «Узкие улочки Пакистана» (самый знойный момент концерта), «Самку лилипута», «Деда Мороза» и «В комнате Шаинского» я знал раньше. Потенциальный хит «Самка лилипута» — около-фэнтазийный фолк с очень прилипчивым ритмом. Это не «дороги сплелись в тугой клубок» — здесь «гномы на пути как тромбы», но антигероиня воцарилась аж «от Брянска до Бейрута», от нее никакой тропинкой не убежать. Впрочем, были и песни, которые лично я слышал впервые. В одной упоминались плачущая флейта и сосед по палате (хотя, при таком звуке, не исключено, что я все расслышал неправильно, и слова там абсолютно другие), а вторая…
А вторая была из нового альбома — ее ставили в перерыве. И это — пожалуй, главная новость. К счастью, звук на следующем альбоме будет не как на «Шароварах». И даже не как на концерте, пропущенном через терку онлайн-трансляции. Сурков сделал очень верный, очень грамотный… даже не шаг, не прыжок, а целый полет. Новый альбом будет изобиловать электронными компьютерными сэмплами, что сделает звук очень психоделическим, атмосферным, сочетающимся с песнями. Поставленный трек был медленным, красивым, прочувственным. Как когда после ночи кошмаров проваливаешься в короткий, но какой-то приятный, словно утешительный, сон. И эта долгожданная передышка — лучшее из всего, что можно ждать, хочется смаковать каждый ее момент. Вот и трек «Палева», где «в каждом дупле по доброй сове» хочется разбирать подробно, чтоб не пропустить ни одной детальки… то есть, понятное дело — хочется авансом. Оговорюсь — это была онлайн-трансляция с не лучшим, мягко говоря, звуком. Да и сам трек, как сказал Сурков, будет дорабатываться. Возможно, я опять скажу, что можно было бы сделать фактурнее и объемнее. Но вдруг?
Олег разговаривал между песнями. Часто просили исполнить «Шаровары». «Да погоди ты! Вот приходишь ты в ресторан, заказываешь борщик, а тебе вместо него…» — начал отвечать Сурков на одну из таких просьб, и… И пошла реклама йогурта. Тридцатисекундная реклама йогурта, которая успела поиздеваться над моей психикой за тот вечер. Она врубалась каждые несколько минут. Причем, шла два раза подряд — чтобы бороться с этим, приходилось обновлять браузер (тогда предстоял лишь единичный ее просмотр). Возможно, это как-то отключалось, но я не вдавался в тонкости — паузы между песнями разрешали слушать концерт без особых потерь. Хоть это и было… мягко говоря, достаточно экстремально. Зато весьма в духе абсурдного мышления Олега Суркова.
Понятно, что многое я писал не очень серьезно. Вернее, писал серьезней, чем относился. Шутейный дух «Палева» разрешал смотреть на это с улыбкой. А так, я бы не сказал, что от подобных трансляций получит удовольствие прямо каждый — особенно если он пришел за музыкой, а не за экстримом. Тем не менее, вдруг есть и такие? Ну и ждем новый альбом и новых выступлений.