CD: Алиса. «20.12». Исповедь Константина Кинчева
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с деяниями своими» Откр. 20:12
Когда-то давно, без малого лет двадцать назад, Константин Кинчев говорил о том, что начинать проповедовать можно лишь исповедавшись, т.е. став чистым листом. И записал один из лучших своих альбомов – «Черная Метка» – в котором вывернул наизнанку душу. Наверное, тогда и закончился первый этап развития «Алисы».
«20.12» – это тоже исповедь. И не менее пронзительная, чем предыдущая. Еще никогда Кинчев не был столь откровенен со слушателями и это одновременно радует и пугает. Не просто же так символизирующая «Алису» девочка, гулявшая ранее среди избушек на курьих ножках и примерявшая на себя платье «белой невесты», теперь собирается улететь на воздушных шариках, увенчанных цифрами 2012. Да и выбранный к альбому эпиграф тоже весьма красноречив.
Новые песни, собранные в цикл «20.12», растут из 90-х. Уж слишком заметны переклички. Открывающая альбом «Арифметика» в какой-то степени является продолжением «театральных» песен Кинчева и отсылает к «маленькому, забытому всеми, театру» с альбома «Для тех, кто свалился с луны». Только тогда во время танца, то есть жизни лирического героя, снег лишь начинал таять, а сейчас этот герой, вышедший на премьеру «едва-едва», уже видит «занавес прямо сейчас», но, несмотря на это, призывает продолжать «движение вспять»:
А ты играй, играй смелей. Лови любовь дыханьем слез. А ты танцуй, танцуй на перекрестке дождей По радуге луж, по лезвию гроз.
Каждый новый альбом «Алисы» вызывает неоднозначную реакцию слушателей. На протяжении последних 20 лет только ленивый ни разу не сказал «Кинчев уже не тот». Наиболее активно Константина стали критиковать после воцерковления. Неудовольствие, в основном, выражали давние поклонники, алисаманы со стажем. И если долгое время музыкант закрывал на это глаза, отвечая, что он «не червонец, чтобы нравиться всем», то теперь он с горечью и сожалением констатирует:
Все захлебнулись в обиде, Когда я встал на пути.
В альбоме вообще очень много прямых обращений именно к давним поклонникам. И это не попытки оправдаться за выбранный путь, а просто констатация:
А звезды просто легли Так, как легли. Мы умели играть, Как вы не могли.
И тут же в очередной раз Константин пытается объяснить, что никогда не давал обещаний играть одно и то же:
Экспериментируем, Рядим, судим, милуем.
А те сотни глаз, для которых выдумывались эти самые руны, т.е. песни, продолжают скорбеть о потере, хотя автор о ней вовсе не жалеет. Более того, он открыто заявляет:
Всем важно, что о них скажут, Мне важно, как отпоют.
Именно поэтому совершенно бессмысленно пытаться обвинить человека в выборе пути или меняющейся с годами музыке. Тем более, что звучит «Алиса», в отличие от многих коллег по цеху, на редкость свежо и современно. Но то ли достали поклонники жалобами на партии соло-гитары Игоря Романова, то ли были еще какие-то, более веские причины, но разгуляться мастеру не дали. В большинстве песен проигрыши сыграны на клавишных инструментах, а место для соло-гитары нашлось лишь в «Войне», к записи которой была привлечена видная барышня Люся «Теща» Махова из группы «Дайте2», в «Прыти», в «20.12», музыка для которой была позаимствована у немецкого коллектива «Unheilig», в «Пульсе» да в «Качелях». При этом в последней песне гитара прозвучала также, как некогда в «Лодке», плывшей, рассекая волну, напомнив о погибшем в 93-ем году соло-гитаристе «Алисы» Игоре Чумычкине.
Достойно ответил Константин и критиковавшим его за гражданскую позицию. В альбоме «Дежавю» группы «Телевизор» именно к нему обращался Михаил, утверждая: «Мы по разные стороны баррикад». И если ранее Кинчев отвечал на нападки коллег по цеху не очень убедительно («оранжевые сопли – очкариков сны», «близорукий марш – вялая возня»), то в «Капле Солнца» отношение к происходящему и пресловутая гражданская позиция выражены безукоризненно.
В общем и целом, альбом «20.12» получился отличным. Есть здесь и песни, которые надолго войдут в концертный репертуар «Алисы», наверняка это будут «20.12» и «Пульс», попадут в ротацию радиостанций, такая судьба уготована композиции «Шейк», и пополнят коллекцию безусловных шедевров Кинчева – «Качели».
Издатель: СМ-Финанс, 2011