CD: ДДТ. “Иначе”
Альбом «Иначе» от отечественной супер-группы «ДДТ» действительно отличается от всего того, что было выпущено под этим брендом раньше. Термин «бренд» я употребил не случайно. Дело в том, что в сегодняшнем «ДДТ» не осталось ни одного музыканта классического питерского состава, кроме самого Шевчука.
Новую работу Юрия Юлиановича я ожидал со смешанными чувствами. С одной стороны, группа «ДДТ» мне всегда была симпатична, с другой – после «Мира Номер Ноль», вышедшего в 1998 году, ни один альбом не превзошел моих ожиданий. Да чего уж там, откровенно говоря ни «Единочество», ни «Пропавший без вести», ни «Прекрасная Любовь» мне не понравились. Да и сам Шевчук со своими вариантами решения политических проблем в России начал немного раздражать. Особенно удивляли его громкие заявления о «лучших умах России», к коим он относил Ходорковского и Лебедева, и дружба с бывшим губернатором нижегородской области, Борисом Немцовым, запомнившимся своим желанием пересадить всех госслужащих на «Волги».
Тем не менее, на творчество Шевчука сложившаяся в России политическая ситуация оказала благотворное влияние. Я бы даже сказал, что у ЮЮ открылось очередное новое дыхание. Ведь действительно в последние годы было написано немало отличных песен, среди которых «Новая Россия», «Пустота», «Песня о свободе», «За тобой пришли»… И ни про одну из них нельзя сказать, что она однозначно о политике. Хотя мнение, будто «Иначе» – альбом с политическим смыслом довольно распространено. Как бы не так! Недаром на концертах и пресс-конференциях Шевчук подчеркивает, что эта программа – для умных.
Зная политическую позицию Шевчука, я поначалу тоже принял «Иначе» за политический демарш. Да и предпосылки для этого в альбоме есть. Например, «Солнечный свет» вполне может вызвать такие ассоциации, особенно когда «нефть стоит сто баксов за баррель, федераты одухотворены». Казалось бы сам Бог велел сразу же вспомнить о руководстве страны. Но как-то следующая строчка, о кризисе идей все же навевает иные мысли. Да и изменение текста «Новой России» говорит о том, что Шевчук не захотел был заложником политических сил, значительно расширив «поле битвы». Хотя при первом прослушивании я очень расстроился, что строчка про лизание гланд вождя через его же зад безвозвратно исчезла. Но сейчас понятно, что Юрий Юлианович поступил правильно.
Вообще, глубина текстов ничуть не меньше, чем у старого-доброго «ДДТ» времен «Революции» и «Террориста». Например, возьмем песню «За тобой пришли». О ком она? Естественно, о цепных псах режима! – скажете вы и будете в корне не правы. Ключ к ее разгадке – строка «здесь идет война уже тысячи лет». Кому-то приятнее считать, что она об унижающем человеческое достоинство режиме, но Шевчук попытался поднять намного более глубокую тему борьбы Света и Тьмы. Вечную, а не сиюминутную. А то, что на «оружейных складах ждут работа и воля» совсем не обязательно ассоциировать с известным лозунгом «Арбейт махт фрай» и воспринимать как призыв брать в руки оружие и устраивать очередную революцию. Ни в коем случае! Эта песня о внутренней борьбе человека.
Разбор песен можно продолжать бесконечно. Об одной только «Песне о времени» можно много чего наговорить, но, как известно, лучше один раз услышать, чем сто раз… В общем, вы меня поняли. Но все же стоит выделить и бесспорные хиты, которыми являются «Напиши мне, напиши» и «Песня о Свободе».
Говорить о музыкальной части пластинки, честно говоря, не очень хочется. Это отдельная тема, где каждый меломан найдет к чему придраться. Но замечу, что все звучит очень органично, даже несмотря на «ломаные ритмы», о которых так много говорят музыкальные критики и старые фаны «ДДТ». Лично мне хотелось бы услышать больше гитарных партий, но либо позиция Шевчука такова, либо гитарист «играет, как умеет», но, похоже, запоминающихся проигрышей и соло-партий мы не услышим еще долго.
Отдельно хочется сказать несколько слов по поводу оформления физического носителя. Это, похоже, первое издание «ДДТ», к которому подошли с такой ответственностью. Мало того, что коробка вообще не в «навигаторском» духе, так еще и буклет аж на шестьдесят страниц. Понятно, что в книжку вошли тексты с двух альбомов («Иначе» и «P.S.» по сути разные альбомы, но «уживаются» в одной коробке), но все равно, в ранней дискографии этого коллектива такого подхода к оформлению не было.
Короче говоря, «Иначе» можно рекомендовать к прослушиванию, но при этом желательно, чтобы слушатель не ассоциировал Шевчука с визжащими оппозиционерами, любящими потусоваться в американском посольстве, а его песни с революционными гимнами. Они намного лучше и долговечнее.
[nggallery id=18]
Издатель: Navigator records, 2011