CD: Бранимир. “Песни Утопающих. Книга первая”
С творчеством волгоградского музыканта Александра Паршикова, больше известного под сценическим именем Бранимир, я познакомился относительно недавно. Было это, наверное, минувшей весной, когда кто-то из френдленты в ЖЖ оставил положительный отзыв о нем. Мне стало интересно узнать, о чем поет этот, назовем его условно – рок-бард, и в качестве ознакомления я прослушал несколько его работ, начиная с «Вот и нет любви».
Меньше всего хотелось бы присоединяться к постоянно увеличивающейся армии хвалящих Бранимира, но, похоже, ничего другого не остается. Услышанное действительно вызвало массу положительных эмоций и ни обилие нецензурных выражений, ни цинизм, балансирующий в песнях Паршикова на грани пошлости, отторжения не вызвали. Короткого знакомства с его творчеством оказалось достаточно для понимания того, что оно, как минимум, интересно. А тут как раз подоспел очередной альбом Бранимира «Песни Утопающих. Книга первая», на котором я и предлагаю сегодня сосредоточить внимание.
В последнее время мало что может зацепить слушателя и заставить его прослушать пластинку от начала до конца. Наоборот, большинство работ как отечественных, так и западных музыкантов, не вызывают желания включать их заново. Не говорю здесь о преданных фанах, которым, по большому счету, все равно, что им поют. Главное – кто. И они-то вот и гоняют по кругу старые и новые работы кумиров, совершенно искренне полагая, что кроме этого на свете нет и быть не может чего-либо лучше. И их искренне жаль, т.к. многого себя лишают.
«Песни Утопающих» из тех пластинок, которые обязательно нужно прослушать каждому любителю русской интеллектуальной музыки. Уверен, этот альбом найдет отклик во многих сердцах. Возможно, не сразу, но через какое-то время – точно. Его только нужно распробовать. Уж слишком велик потенциал автора и слишком актуальна тематика его песен. Причем, актуальна вне времени. Раны… они поют у всех, только у каждого по-разному… И если название альбома указывает, от чьего имени поются песни, то их содержание заставляет вспомнить о том, в чьих руках спасение утопающих.
Интересна и музыкальная часть нового альбома Бранимира. Это не обычные песни под гитару, а эдакий психоделический дарк-фолк, если так вообще можно выразиться. Аранжировки нельзя назвать богатыми, но в то же время в них нет ничего лишнего и добавить-то сюда тоже, собственно нечего. А ведь инструментов-то – всего ничего: гитара, барабаны и синтезатор. Ну и, конечно, голос! Пробирающий до костей хриплый голос…
Кстати, благодаря тембру голоса некоторые сравнивают Бранимира с Высоцким. Кто-то, услышав в песнях мат, повинуясь условному рефлексу, моментально называет его последователем Шнура. Быть может, автор воспринимает эти сравнения, как комплименты, но вряд ли они идут ему на пользу. Ведь у нас мышление загнано в какие-то надуманные рамки: хрипишь, значит косишь под Владимира Семеновича, мат – о, круто! Новый «Ленинград» появился! И начинается тотальное «притягивание за уши» и выискивание заимствований и т.д. и т.п. Вместо того, чтобы просто воспринимать творчество музыканта, как оно есть.
Произведения из «Песен Утопающих» сложно разбить на сильные и слабые. Изюминка есть в каждом из них. Бесспорные хиты – «По шпалам» и «Или Или Лама Савахфани». Шедевры – «Несси» и «Пощады Нет». Собственно, из альбома мне не понравилась только песня «Праздники». И не потому, что в ней, как может кому-то показаться, мои «раны поют», а из-за обламывающей концовки. Все-таки напоминающие взлет пепелаца из фильма «Кин-Дза-Дза» звуки под истошный крик Бранимира – не самое лучшее решение этой баллады.
Вряд ли Александр сам осознает глубину своих песен, да и было бы лучше, если б не осознавал. От честного творчества недалеко до работы на публику и, хочется надеяться, что если это и произойдет – то нескоро. Тем не менее, в спорах о том, что в «русской музыке нет ничего достойного и никогда уже не родится» появился убедительный контраргумент – Бранимир. Ну а диск «Песни Утопающих» вполне мог бы занять достойное место в списке лучших альбомов года. Во всяком случае, в моем личном рейтинге – он уже в топе.
Издатель: Огни рекордс, 2012