Фёдоров, Мартынов, Волков, Гринденко, Opus Posth. “Элегия”
Минувшей весной в продажу поступил альбом «Элегия», записанный возглавляемым скрипачкой Татьяной Гринденко ансамблем «Opus Posth», Владимиром Мартыновым, контрабасистом Владимиром Волковым и Леонидом Фёдоровым. Великолепная пластинка, информация о которой вряд ли дойдёт до широкой аудитории, потому что о ней, скорее всего, не станут рассказывать по радио и не напишут в массовых изданиях. Пластинка, которую обязательно следует послушать тем, кто соскучился именно по хорошей музыке.
Рано или поздно Леонид Фёдоров должен был записать такой альбом. Он и ранее сотрудничал и с Гринденко, и с Мартыновым, а с Волковым записал практически все пластинки, которые для простоты понимания обычно называют «фёдоровские сольники». То, что получило название «Элегия», не похоже ни на одну предыдущую работу Леонида Валентиновича. Сейчас кажется, что это просто вершина и дальше уже двигаться просто некуда, хотя все мы прекрасно понимаем, что в будущем Фёдоров удивит нас ещё не раз, и не два.
Для того, чтобы дать характеристику этому альбому, нужно знать с какой целью был основан ансамбль «Opus Posth». Официальный пресс-релиз гласит, что в основе музыкальной деятельности этого союза музыкантов лежит уверенность в том, что потенциал композиторской музыки себя исчерпал и всё, что они делают – это попытка создать «новую музыкальную ситуацию и пространство для музицирования». Пожалуй, это и будет самой точной характеристикой музыкального полотна.
Музыка альбома звучит чуть менее часа. «Элегия» – это шесть композиций, пять из которых можно найти на изданных ранее сольниках Фёдорова («Мотыльки», «Вьюга», «Если его нет», «Бобэоби» и «Элегия»). Завершается альбом песней «Последний дюйм» из одноимённого художественного фильма. Лично я её в исполнении Леонида не слышал, но не исключаю, что он мог петь её на акустических концертах. Впрочем, не так уж это и важно.
Открывает пластинку продолжительная импровизация на фортепиано, исполняет которую Владимир Мартынов. Переливы, неспешно гуляющие по панораме, действуют на слушателя успокаивающе и даже настраивают на релаксацию. Но в самый неожиданный момент гармония нарушается струнным оркестром, постепенно нагнетающим обстановку и вот уже зазвучали голос и гитара Фёдорова, дав старт самой настоящей пляске! Да, такие «Мотыльки» не имеют ничего общего с теми, что плавно порхали на одноимённом альбоме.
«Вьюга» дышит настоящей деревенской зимой. С завываниями ветра в трубах и хрустом снега под валенками. «Если его нет» воспринимается как какофония, где смешались переливы рояля и жалобный плач скрипок. «Бобэоби» – это сюрреалистическая зарисовка, в которой оживает дух автора, поэта Велимира Хлебникова, а тон произведению задаёт хор, повторяющий как заклинание странные слова «бобэоби, гзи-гзи-гзе-о».
Заглавная композиция альбома воспринимается как некая постапокалиптическая баллада. Как и «Мотыльки», она также начинается с импровизации Владимира Мартынова, поддерживается мощным струнным оркестром и украшена вокалом Леонида Фёдорова. Вместе с «Мотыльками» «Элегия» является самым продолжительным произведением с пластинки и кажется вполне логичным поставить на ней точку. Но нет, по мнению автора, здесь необходима запятая, и это решение оказывается верным – «Последний дюйм» снимает всё накопившееся от эстетического удовольствия напряжение.
Да, нечасто такое можно услышать от отечественных музыкантов. В «Элегии» идеально сошлось всё то, что способствует созданию хорошей музыки – мастерство исполнителей, нестандартный подход к реализации столь же нестандартной идеи, отличная работа звукорежиссёра и мощная энергетика музыкантов. Просто здорово, что такой проект удалось реализовать.