“Белый альбом”: холостой выстрел в пустоту
Когда появилась информация о готовящемся Артемием Троицким, Александром Липницким и Василием Шумовым сборнике песен протеста, объединенных в «Белый альбом», подумалось, что многим музыкантам представилась отличная возможность заявить о себе. Однако дальнейший ход событий и общий подход к этому делу, увы, разочаровал. Забегая вперед, скажу, что очень трудно представить человека, который согласиться слушать сотни музыкальных композиций о том, как все ужасно и что «кто-то должен уйти». Понятно кто… По всей видимости, этот сборник будет также сложен для восприятия, как и последний альбом группы «Центр» «Мне хорошо. Часть 1».
Вообще удивительно, что именитые музыканты и журналисты вспоминают о существовании молодых групп исключительно в период расцвета маршей и демонстраций. Двадцать лет всем было плевать на музыку, а тут вдруг неожиданно такое желание объединить всех ради одной цели! И даже условия участия в проекте обозначены: надо обязательно протестовать. Т.е. можно петь абы что, но, главное, не соглашаться с режимом. Нетрудно предположить, какого рода самодеятельность представлена в «Белом альбоме».
Если рассматривать проект, как политическую акцию, то, безусловно, какой-то успех у него будет. Сочувствующие оппозиционерам СМИ поддержат информационно, немногочисленная музыкальная пресса, как минимум, отметит сам факт существования «Белого альбома». Т.е. резонанс пойдет. Но какая от этого польза самим музыкантам, если никто не станет слушать песни неизвестных групп? И уж тем более не уйдет из Кремля… Промоушн, как таковой, у интернет-релиза отсутствует, а самим музыкантам нет необходимости с кем-то конкурировать и доводить свои произведения до совершенства – ведь главное условие – не наличие таланта и качество продукта, а протестное настроение.
Василий Шумов в своем блоге с воодушевлением сообщает, что количество участников оппозиционного сборника превысило две сотни. Но на самом-то деле радоваться вообще нечему. 90% присланного материала останется незамеченным целевой аудиторией. По большому счету, его вообще никто не услышит. И Василий не может этого не осознавать. Ведь сборники «Содержание», появившиеся благодаря лидеру «Центра», к сожалению, популярностью среди меломанов не пользуются, во многом благодаря, простите за тавтологию, своему содержанию. Одного протеста недостаточно для того, чтобы завоевать уважение публики.
Сегодняшнюю ситуацию в стране часто сравнивают с концом 80-х. Многие склонны полагать, что рок-музыка переживает свое второе рождение. Но если объективно посмотреть на происходящее, то не увидишь ни подъема, ни сходства с эпохой расцвета русского рока. Тексты тогдашних песен несли в себе намного больше конструктивных мыслей и, может, выскажусь пафосно, но в них был патриотизм. Музыкантам была небезразлична судьба страны и это чувствовалось, сегодня же всем плевать на Россию, главное – попасть в струю. Если тогда рокеры четко разделяли понятие «страна» и понятие «власть», то сегодня все это смешалось воедино и единичные разумные голоса, которые, безусловно, есть в общей протестующей массе, просто тонут в общем потоке, как в бездонном унитазе.
А ведь можно было пойти иным путем. Можно было сделать действительно отличный сборник актуальных песен, которые не забудутся по окончании акций протеста. И нужно-то для этого всего ничего: ввести отбор участников. По образу и подобию «Белого альбома» можно сформировать сотни сборников, на которых были бы представлены, например, группы, сочувствующие неонацистам, или сторонники патриарха Кирилла, или даже сводный хор «нашистов»… Список можно продолжать до бесконечности, но это будет всего лишь слив неликвида, который никогда не будет востребован публикой. Вряд ли среди этих двух сотен участников все сплошь юрии шевчуки, михаилы борзыкины и егоры летовы. Внимать песням про автозаки и омоны с бетеэрами или прислушиваться к Артемию Троицкому, поющему «шайку Путина на нары», равнозначно хоровому распеванию «патриотических» песен Газманова или Расторгуева в массовке на Красной площади…
Вряд ли к мнению прислушаются организаторы акции, ведь музыка для них – дело десятое. Но если бы все делать по уму, то наиболее ярких участников «Белого альбома» следовало бы премировать, как минимум, возможностью записать полноценный альбом в нормальной студии с последующим изданием на физическом носителе и активной рекламой в СМИ. Правда, нет никаких гарантий, что при таком раскладе изданы будут только песнопения псевдо панк-группы Pussy Riot.
P.S. Релиз «Белого альбома» состоялся на несколько дней раньше планируемого. Первая часть сборника была опубликована на портале Public Post 8 июня. К сегодняшнему дню там размещены уже четыре виртуальных диска. Среди известных имен, принявших участие в «Белом альбоме» – группы «ДДТ», «Крематорий», Вася Обломов, Глеб Самойлов, «Выход» (при этом Силя в собственном ЖЖ о своем участии в проекте высказался весьма юмористически и однозначно заявил, что ему все равно в чем участвовать и если будет формироваться сборник в поддержку Путина, он обязательно примет участие и в нем), «Центр», «Адаптация» и другие. Организаторы акции организовали сбор средств на выпуск сборника на физическом носителе и просят сочувствующих поддержать проект материально. Стоит это делать или нет – пусть каждый решит для себя сам. И любой выбор будет правильным.