Дмитрий Ревякин: Opus Magnum (Grandi Canzoni)
Opus Magnum – так называется второй альбом Дмитрия Ревякина из цикла Grandi Canzoni. Я намеренно воздерживаюсь от употребления термина «сольная работа», поскольку фактически это совместный проект лидера «Калинова Моста» и Александра «Анаксагора» Владыкина, периодически играющего в прославленном коллективе на клавишах, а также принимавшего участие в создании ряда его студийных пластинок. В цикле Grandi Canzoni Дмитрий является автором, а Александр аранжировщиком произведений, а также отвечает за подбор музыкантов, которые принимают участие в записи, что даёт основания называть его соавтором альбома.
Многие вошедшие в Opus Magnum песни хорошо известны поклонникам «Калинова Моста». Например, «Караваны» и «Три казака» исполнялись на творческих вечерах Дмитрия Ревякина, а пьеса «Учусь ходить» задолго до официального издания стала широко известна в узких кругах, благодаря Youtube: в сеть попала запись «домашнего» исполнения этой песни и она сразу была тепло принята публикой. Вот, наконец, дождались её официального издания.
Тематика песен довольно разнообразна, но если бы мне пришлось выбирать какое-то ёмкое определение, то я бы сказал просто: «зарисовки из жизни». Тут есть и рассказ об отце и сыне («Ты да я»), и рассуждения на тему взаимоотношения полов и их последствий («Закрутило»), и краткий очерк о гламурной жизни («Tango Glamour»), и посвящение Александру Башлачёву («Тропой Ульчи»). Отдельно отмечу пьесу «Трансаэро» – думаю, о такой рекламе авиакомпания и не мечтала. Жаль только, что аудитория у Ревякина маловата, но песню вполне могли бы крутить перед началом полёта в салоне лайнера.
В музыке альбома доминирует баян, который в начале нулевых в «Калиновом Мосте» старательно задвигали на задний план. Может, это такая компенсация за упущенные возможности от нереализованных идей? Но здесь баяна слишком много и часто он перекрывает другие инструменты. Когда этот же инструмент был аккуратно вплетён в ранние аранжировки песен «Азиатская» и «Спозаранку», он воспринимался просто отлично, а в Opus Magnum звучит слишком вычурно и затянуто. И плохо то, что наиболее активно баян солирует в открывающей пластинку пьесе «Белая рака», что, на мой субъективный взгляд, оказывает влияние и на общее впечатление от работы.
Очень порадовала аранжировка песни «Караваны». Получилась многослойная композиция, в которой лёгкие восточные мотивы сменяются цыганщиной, перерастая в кабацкие пляски, после чего превращаются в (как бы это точнее назвать?) саундтрек новостей. Отлично оформлена и ода авиакомпании «Трансаэро», переливы фортепиано здесь очень уместны и отлично подчёркивают настроение песни.
В целом же Opus Magnum заметно отличается от предыдущих альбомов Ревякина, записанных вне «Калинова Моста». Здесь нет боевого настроения «Обряда», а аранжировки песен, в отличие от «Всё Поле В Цветах», не вызывают удивления. В Opus Magnum нет безысходности «Жатвы» и грусти, которой был пропитан Grandi Canzoni Opus 1. Есть величие и торжественность, полностью оправдывающие название пластинки. Но всё же, хочется верить, что лучшая работа Ревякина ещё впереди.
И еще. Не знаю, кто принял решение издать Opus Magnum без привлечения лейблов, но этот шаг был правильным. Во-первых, не пришлось несколько лет ждать официального издания пластинки, как это было с рядом работ «Калинова Моста» и с тем же Grandi Canzoni Opus 1. Во-вторых, диск отлично оформлен и по качеству исполнения сопоставим, пожалуй, разве что с «Ледяным Походом». Единственный минус в этом – плохая дистрибьюция, диск отсутствует в торговых сетях и распространяется на концертах, в интернет-магазине официального сайта и через магазин «Выргорода».