Алиса. “Чёрная Метка”
«Чёрной Метке» двадцать лет. Даже не верится, что прошло уже столько времени с момента премьеры этой работы группы «Алиса». Кажется, будто ещё вчера срывал с магнитофонной кассеты, на которой почему-то отсутствовала песня «Жги-гуляй», защитную полиэтиленовую плёнку и готовился услышать то ли продолжение «Шабаша», то ли развитие темы «Для тех, кто свалился с Луны», но то, с чем довелось ознакомиться, прозвучало как откровение.
Я до сих пор считают «Чёрную Метку» одним из лучших альбомов «Алисы». На мой взгляд, группа как в золотом, так и в обновлённом составе в дальнейшем так и не смогла (или не захотела) сделать ещё одну столь интересную именно в музыкальном плане работу. Впрочем, это всего лишь субъективная оценка. Неоднократно ловил себя на мысли, что при выходе каждой новой пластинки «Алисы» надеюсь услышать нечто похожее на то, что в середине 90-х пустило корни в моей душе и, наверное, оказало немалое влияние и на всю мою дальнейшую жизнь.
«Чёрная Метка» насквозь пропитана болью. Реквием, коим она и является по сути, иным быть не может. Даже рок-н-ролльный. Альбом и выстроен-то как вся рок-н-ролльная жизнь: сначала это разудалое веселье, плавно переходящее в заигрывание с тёмными силами; потом приходит некое осознание того, будто что-то ты делаешь не так, но не придаёшь этому значения. Как следствие – трагический финал. Умереть молодым. И как послесловие – привет «с того берега», история то ли про любовь, то ли про беду…
Что и говорить – сильнейшая работа во всех отношениях как для того времени, так и для сегодняшнего дня. Каждое слово – прицельный удар, каждый музыкальный ход продуман до мелочей. Отличный пример коллективного творчества. Большинство песен с альбома Константином Евгеньевичем написано в соавторстве с другими музыкантами коллектива. Почти половина музыкального материала сочинена гениальным Игорем Чумычкиным, памяти которого и посвящена пластинка.
Возможно, первоначальные аранжировки некоторых песен были и интереснее. Например, та же «Жги-гуляй» изначально звучала намного мощнее, как и первый электрический вариант композиции «Чёрная рок-н-ролл мама», но и в студийном прочтении, ставшем теперь каноническим, спустя годы можно найти своё очарование. Хотя, лично для меня эталоном до сих пор остались те, более ранние, их варианты. В студийных версиях они многое потеряли, «Жги-гуляй», в частности – даже припевы.
Тем не менее, памятник большому, если не великому, музыканту современности Игорю Чумычкину получился достойным. Уверен, пройдут ещё годы, а всё новые и новые молодые люди будут открывать для себя «Чёрную Метку» и слушать откровения тех, кто нашёл в себе силы выплеснуть то, что копилось в душе и держало её, не давая освободиться от пут, которыми нас прочно охватывают страсти. А того, кто пожертвовав собой дал шанс спастись другим, так и будут вспоминать добрым словом до тех пор, пока многоголосый хор под переливы баяна, режущие гитарную какафонию, не переставая будет выкрикивать неявное, но узнаваемое: «Чума!».