Резонанс. “Чумазые достали” – индикатор безответственности на фоне безнаказанности
«Чумазые достали!» – прокричал в микрофон солист группы «Алиса» Константин Кинчев. Часть зала застыла в недоумении: уж не ослышалась ли? Другая часть – перед эстрадой – казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону. В такт музыке.
Так вполне мог бы начинаться репортаж с концерта, посвящённого 20-летию альбома «Для тех, кто свалился с Луны» группы «Алиса», опубликованный 11 марта в интернет-версии авторитетного издания «Коммерсант». Но то ли время изменилось, то ли автор материала – Алексей Любимов – решил не повторяться и слегка «осовременить» известную статью Виктора Кокосова «Алиса с косой чёлкой», опубликованную в газете «Смена» в далёком 1987 году, начав свой опус с экскурса в историю. В итоге, «нетолерантная», как нынче стало модно выражаться фраза, призванная, по всей видимости, в очередной раз отразить «фашистскую сущность» Кинчева нашла себе место в середине текста.
На эту публикацию можно было бы и не обращать внимания. В том случае, если бы она была размещена в частном блоге сетевого тролля. Но когда подобные статьи появляются в изданиях, которые принято считать солидными и на которые многие ссылаются – возникает ощущение тотальной безысходности. Пресса формирует общественное мнение. С этим утверждением можно не согласиться, но, к сожалению – это факт. Публикация Любимова вызвала реакцию, пусть небольшую, но всё же какую-то цель она поразила. Алисаманы, привыкшие к подобной кокосовщине, восприняли материал как неизбежную данность, но нашлись ведь и менее сведущие в этом вопросе люди, которые тут же растиражировали материал, снабдив его комментариями, типа «этот православнутый совсем уже страх потерял».
По каким-то необъяснимым причинам, люди скорее поверят какой-нибудь ахинее и откровенному бреду, чем реальным фактам. С другой стороны, с чего бы Любимову, получившему возможность высказаться перед большой аудиторией, не вложить в чужие уста фразы, которые он сам по каким-то причинам боится произносить от своего имени? А тут такой шанс! И главное, ведь поверят! Репутация, созданная прессой Константину Кинчеву, в данном случае, может сработать. Но на самом деле, думается, что причина появления такой публикации – смесь личной неприязни к творчеству «Алисы» с ненавистью к поклонникам группы, собственной безответственностью и абсолютной безнаказанностью. Ведь сегодня можно написать что угодно! Рейтинг – основа всего!
Но подобными репортажами вряд ли можно привлечь аудиторию. А вот потроллить определённую её часть можно. Но, блин, почему это делает издание уровня «Коммерсанта»? Неужели редактору всё равно, какого качества материалы будут опубликованы на страницах издания? Если это репортаж с концерта, почему в нём ни слова не говорится о происходившем на сцене? Автор был настолько пьян, что не смог ничего запомнить, кроме мелькающих на экранах документальных кадров? Именно пьян. Другого объяснения услышанной вместо «Чума всегда с нами!» (так обычно лидер “Алисы” поминает на концертах трагически погибшего в 1993 году гитариста группы Игоря Чумычкина) фразы «чумазые достали!» никак не найти…
Однако, эта пресловутая фраза далеко не единственный перл в репортаже. Его автору, как и многим противникам нынешней «Алисы», не даёт покоя вероисповедание Кинчева и большинства его поклонников. Странно, но почему-то все призывающие к толерантности и взывающие с трибун о свободе никак не хотят смириться с мировоззрением других людей. Которые, заметим, никого не поучают и никому своей жизненной позиции не навязывают. Именно непоколебимость и твёрдость людей, определившихся на своём пути, вызывает раздражение у тех, для кого проституирование является нормой жизни. Они же и выискивают мелкий сор по углам (например, в виде брошенных окурков, которые задели эстетические чувства Любимова) и с помощью нехитрых манипуляций именно на нём делают акцент, превращая пыль в грязь вселенского масштаба.
«Литературным источником, к которому обратился Константин Кинчев при сочинении «Для тех, кто свалился с Луны», был «Степной волк» Германа Гессе с его предупреждением, адресованным Гарри Галлеру, про вход в магический театр только для сумасшедших с платой — разумом. И если у зрителя на заставке телефона «Православие или смерть», на теле косоворотка с буквой «А», а на плечах ребенок в футболке «Боевая Русь», которому еще впору бы слушать Селену Гомес, то, считай, приглашение в театр принято, а плата за вход внесена» – так завершает свой опус журналист «Коммерсанта», делегированный изданием на заметное событие в музыкальной жизни страны. Стоит ли это комментировать? Всё же попробую…
Репортаж с концерта – это не традиционный публицистический материал, в котором журналист обычно высказывает своё мнение по поводу того или иного события. Здесь важна достоверность и хотя бы минимальное знакомство с освещаемой темой. Алексей Любимов, как следует из его статьи, и с темой, о которой говорит, знаком лишь поверхностно, и на концерте больше занимался изучением публики, чем происходившим на сцене, где и разворачивается непосредственно действие. Но раз текст опубликован, значит, по мнению редактора, материал удался, гонорар отработан и, по всей видимости, получен. Жаль. Всё это лишь снижает уровень доверия к прессе, который и без того до безобразия низок.
Я так и не понял, чего именно хотел добиться автор, делая такой репортаж. Славы Кокосова? Так против него и издания тогда был представлен иск, благополучно выигранный группой «Алиса». Общественного резонанса? Так сегодня мало кому интересно чьё-либо мнение вообще, не говоря уже о музыке. На мой взгляд, больше всего от писанины Любимого пострадал сам «Коммерсант». От когда-то серьёзной газеты нынче за версту несёт желтизной. Но самое прискорбное, что признавать допущенную ошибку издание не хочет и извиняться перед человеком, которого оскорбили, нужным не считает.
Послесловие. Когда этот материал уже был готов к публикации, выяснилось, что Константин Кинчев предъявил «Коммерсанту» претензию, в которой потребовал опубликовать опровержение не соответствующей действительности информации. Его текст опубликован на официальном сайте «Алисы». Не пришлось долго ждать и реакции «Коммерсанта», известившего информационные агентства о том, что публиковать опровержение лжи не намерен. Что ж, такие, видно, люди сегодня работают в многотиражках. Ни стыда, ни совести, ни объективности в информации.
Фразу, которую не смог разобрать журналист Любимов, можно услышать в представленном ниже ролике. Ну и сделать соответствующие выводы.