Хронология реинкарнаций “Аквариума”
Самой обсуждаемой темой прошедшей недели стала, бесспорно, весть об очередном распаде «Аквариума». Как это свойственно многим СМИ, слова Бориса Гребенщикова об «уходе в партизанство» были неверно истолкованы и в конце концов растиражированы под слоганом «”Аквариум” прекращает существование!». Естественно, это вызвало переполох среди поклонников коллектива. Но тут самое странное то, что никто из них не вспомнил о том, что в конце прошлого года, незадолго до окончания тура, посвящённого 40-летию группы, её лидер заявил, что «Аквариум» в прежнем виде прекращает своё существование для того, чтобы переродиться и стать другим.
Собственно, именно это и было объявлено на «Эхе Петербурга» в минувший понедельник. Гребенщиков обозначил рамки, в которых будет существовать «Аквариум» версии 4.0. Было сказано, что коллектив прекратит контакты с прессой, а также воздержится от масштабных гастролей. При этом выступать группа время от времени всё же будет и от выпуска альбомов отказываться не собирается. Но этого, почему-то, никто не услышал. Впрочем, понятно – весть о смерти кого- или чего-либо вызывает небывалый ажиотаж и поднимает рейтинг жёлтой прессы, а сегодня, к великому сожалению, многие, в том числе и солидные, издания, как говорится, с душком…
В общем, слухи о смерти «Аквариума» оказались сильно преувеличены. Как уже не раз бывало на протяжении нескольких десятилетий жизни коллектива. Чтобы напомнить ход истории и окончательно развеять страхи о прекращении существования «Аквариума», «Репродуктор» предлагает проследить хронологию реинкарнаций легендарного коллектива.
Аквариум 1.0
Начало. По мнению многих музыкальных критиков и поклонников группы, эта версия «Аквариума» является единственной правильной. Самыми распространёнными аргументами в пользу этого мнения называют равнозначность личностных качеств всех участников коллектива. Годы активности «Аквариума» версии 1.0, согласно официальной информации: 1972-1991, хотя на самом деле коллектив распался во время отъезда Гребенщикова в Штаты в конце 80-х.
Люди, ассоциирующиеся с классическим «Аквариумом»: Всеволод Гаккель, Андрей «Дюша» Романов, Сергей Курёхин, Михаил Фанштейн. К ним же можно добавить Андрея Тропилло, фактического саунд-продюсера ранних альбомов коллектива. Что касается самих студийных работ, то они все, как один – шедевры, начиная с «Синего альбома» и заканчивая «Детьми Декабря». Да, после этого альбома было ещё и «Равноденствие», но эта пластинка, скорее, послесловие к творчеству исчерпавшего свой потенциал классического состава «Аквариума».
О распаде группы было объявлено на концерте, приуроченном к десятилетию Ленинградского рок-клуба. Произошло это событие, как сказано в летописях, 14 марта 1991 года. «Аквариум» впервые прекратил своё существование, а его участники создали немало важных для музыкальной жизни России проектов. Например, Дюша вплотную занялся своим «Трилистником», а Сева Гаккель открыл клуб tAm-tAm, благодаря которому появилось немало известных сегодня русских рок-групп. Гребенщиков же занялся сольным творчеством, собрав коллектив «БГ-бэнд», с которым записал одну из лучших своих работ – «Русский альбом».
Аквариум 2.0
Реинкарнация «Аквариума» произошла осенью 1992 года. Фактически, вторая версия группы выросла из «БГ-бэнда». К неудовольствию поклонников, в коллективе не нашлось места ни для Гаккеля, ни для Дюши. Да и в музыкальном плане новый «Аквариум» ощутимо отличался от классического.
Люди, ассоциирующиеся со второй версией группы: Александр Титов, Олег Сакмаров, Алексей Зубарев, Сергей Щураков. Студийный дебют «Аквариума» версии 2.0 – альбом «Любимые песни Рамзеса IV». Стоит отметить, что часть альбомов этого периода была записана в Лондоне, в их числе «Навигатор» и «Снежный Лев», который изначально предполагалось назвать «Аллигатором». Послесловием к творчеству этого созыва группы является альбом «Гиперборея», который можно назвать полотном, связующим второй «Аквариум» с первым.
Официальное заявление о роспуске второго созыва «Аквариума» прозвучало на следующий день после концертов, посвящённых 25-летию коллектива, которое отмечалось в 1997 году. Наиболее значимым музыкальным проектом, возникновению которого в некоторой степени способствовал распад легендарного коллектива, стал Vermicelli Orchestra, собранный Сергеем Щураковым. Что же касается самого Гребенщикова, то он вместе с американской The Band благополучно записал сольный альбом «Лилит» и время от времени выступал в разных городах России и близлежащих странах с акустическими концертами.
Аквариум 3.0
Очередная реинкарнация группы произошла в 1999 году. Отмечена она была выходом альбома «Ψ» («Пси»). Однако в полную силу новый состав «Аквариума» проявил себя на альбоме 2002 года «Сестра Хаос». Эта пластинка и дала понятие того, в какую сторону будет двигаться обновлённая группа. Надо отметить, что коллектив зазвучал довольно мощно и убедительно и, что немаловажно, современно.
Люди, ассоциирующиеся с третьей версией «Аквариума» – Борис Рубекин, Олег Шарр, Игорь Тимофеев и Андрей Суротдинов. На самом деле, в этом созыве группы сменилось довольно много музыкантов, но их вклад в развитие коллектива пока ещё оценивать рановато. Слишком мало времени прошло. Запомнился этот период и флейтой «ирландского брата» Брайана Финнегана, но вряд ли его можно назвать «лицом» «Аквариума» 3.0.
Фактически, послесловие к творчеству третьего созыва группы появилось задолго до его официального окончания. Это – альбом «Пушкинская, 10», служащий связующим звеном между третьей и второй версиями, а также, в какой-то степени, и с «БГ-бэндом». Изданный в 2011 году альбом «Архангельск» можно назвать подведением итогов, но уже по нему можно понять, что форма, в которой группа существовала последние четырнадцать лет, себя исчерпала.
Вместо послесловия
Говорить об очередной реинкарнации «Аквариума» преждевременно. Тем более, что традиционных заявлений о распаде группы её участниками сделано не было. Говорилось лишь о прекращении существования группы в медиа-пространстве. Также было сказано о скором выходе нового мини-альбома, что даёт основания полагать о перерождении коллектива и новом витке его развития. Жизнь продолжается.