Час суда. Бомба для “Бомбы-Питер”

Евгений Ласточкин/Фотобанк “Лори”

27 ноября текущего года музыкальное издательство «Бомба-Питер» в очередной раз проиграло дело о якобы незаконном использовании художественного оформления для выпуска двух дисков из своего каталога. Заседание, прошедшее в Санкт-Петербургском городском суде, расположенном на Фонтанке, 16, было третьим по счету. В очередной раз суд отказался вникать в суть дела, постановив, что требования дизайнера Александра Фалдина справедливы и достойны удовлетворения.

Предыстория конфликта

Судебная тяжба между представителем дизайнерской фирмы Fallindesign Александром Фалдиным и музыкальным издательством «Бомба-Питер» в лице ее генерального директора Олега Грабко началась несколько лет назад, когда истец неожиданно потребовал выплатить ему в качестве гонорара за создание оформления к двум дискам 200000 рублей. На первый взгляд – все справедливо. Человек работал, значит, его труд должен быть оплачен. Но если посмотреть на это дело глубже, то выясняется, что не все так однозначно.

Диски, из-за которых разгорелся спор, были изданы компанией «Бомба-Питер» в 2003 году как подарок к 300-летию Санкт-Петербурга. Речь идет о записях музыки композитора Андрея Петрова, выпущенных под названиями «Уличные мелодии в смокингах» и «Сотворение света». Тогда, почти десять лет назад, ничто не могло дать даже малейшего намека на возможный конфликт с кем-либо из причастных к изданию CD людей, к тому же между издательством и композитором был заключен договор, в одном из пунктов которого указывалось, что помимо прав на использование музыки, Петров предоставляет «Бомбе-Питер» оригинальный макет-дизайн диска и полностью отвечает по возможным претензиям третьих лиц. Участие Фалдина в создании оформления было обозначено лишь косвенно. Сам дизайнер не пожелал указывать в выходных данных свою фамилию, поэтому в качестве оформителя на обложке была указана студия Fallindesign.

Итак, диск был издан и жизнь пошла своим чередом. «Бомба-Питер» продолжала издавать новые пластинки, Фалдин – заниматься графическими работами. В 2005 году ушел из жизни Андрей Петров, оставив после себя замечательную музыку, известную многим по кинофильмам «Берегись автомобиля», «Человек-амфибия», «О бедном гусаре замолвите слово» и многим-многим другим. За эти годы изданные диски неплохо разошлись по России, странам СНГ, европейским государствам и даже попали за океан – в США и Канаду. Ничто не предвещало беды. Гром грянул в августе 2010 года, когда член Союза художников и Союза дизайнеров России и заслуженный художник отечества Александр Фалдин вдруг вспомнил о том, что когда-то давно его «безжалостно обокрали», использовав подаренное им известному композитору оформление в коммерческих целях.

«Гений» и «злодей»

Александр Фалдин – известный и довольно успешный коммерческий дизайнер. Его работы часто встречаются в повседневной жизни, чаще всего они глядят на нас с рекламных плакатов, а также в виде торговых марок. Работы, выполненные студией Fallindesign, участвовали во многих международных выставках и неоднократно были отмечены высокими наградами. В общем, непризнанным гением Фалдина, при всем желании, не назовешь.

Олег Грабко, который по мнению суда и истца – главный злодей, является генеральным директором музыкального издательства «Бомба-Питер», издающим и распространяющим аудио и видеопродукцию как на физических носителях, так и в цифровом виде. Компании также принадлежит музыкальный магазин Play, находящийся в Санкт-Петербурге, в ассортименте которого помимо продукции издательства можно найти и другую интересную музыку. Стоит отметить, что с 1994 года «Бомба-Питер» исправно перечисляет деньги за авторские права сотен авторов Российскому Авторскому Обществу (РАО) и за все время деятельности общая сумма отчислений составила несколько миллионов. Кроме того, издательство по мере сил помогает молодым музыкантам, занимаясь выпуском и распространением сборника «Охота». Между делом отмечу, что далеко не каждый лейбл сегодня готов заниматься подобными вещами.

Аппетит приходит во время еды

Но вернемся к делу. Впервые о желании Фалдина получить с издательства деньги за использование его работ в оформлении дисков Олег Грабко услышал в августе 2010 года. Факс с претензией РАО о нарушении авторских прав одного из его членов поступил в офис «Бомбы-Питер» в августе 2010 года. В нем, в частности, сообщалось, что дизайнер требует от издательства возмещения ущерба в размере 200000 рублей. Грабко обратился за разъяснениями в РАО, где ему сообщили, что разбираться с возникшей проблемой он должен самостоятельно и предоставили контактные данные Фалдина.

Однако конструктивного диалога с художником, к сожалению, не получилось. За давностью лет Олег не смог сразу вспомнить условий договора с Андреем Петровым, где, как уже говорилось выше, был пункт о предоставлении издателю полных прав на выпуск дисков с утвержденным автором оформлением, поэтому предложил Фалдину удовлетвориться разумной суммой. Стоимость дизайна в «Бомбе-Питер» в зависимости от сложности колеблется от 3000 до 9000 рублей. Учитывая, что более десятка изданий компании имеют награды за оформление, цифра вполне приличная. Но для успешного дизайнера такая сумма показалась смехотворной и в духе осмелевшего Кисы Воробьяниннова он заявил, что торговаться не намерен, а хочет получить именно 200000 рублей и ни копейки меньше. По 100000 за каждое издание. На вопрос Грабко, откуда взялась столь внушительная сумма, Фалдин ответил, что ему просто нужны деньги. Ни больше, ни меньше.

Слушание дела во Фрунзенском суде Санкт-Петербурга закончилось признанием правомерности Фалдина в получении запрашиваемой им суммы. Суд отказался принять во внимание существующий договор, подписанный «Бомбой-Питер» и композитором Петровым. Он также не учел, что истец за прошедшие с момента издания дисков семь лет даже не попытался заключить прямой договор ни с композитором, ни с издателем, т.е. все это время был согласен со сложившимся положением. А тут вдруг неожиданно вспомнил о причитающихся ему деньгах и обратился за их востребованием не в издающую компанию и даже не к наследникам Андрея Петрова, а сразу в РАО, прекрасно понимая, что к этой организации у суда будет иное отношение, чем к любому другому частному или юридическому лицу. После первого слушания Грабко решил подать аппеляцию и в очередной раз попробовал урегулировать конфликт с дизайнером, предложив ему компенсацию в размере 50000 рублей. Фалдин же в ответ вдвое увеличил требования и с тех пор добивается взыскания с «Бомбы-Питер» 400000 рублей.

Несовершенство закона или некомпетентность судей?

Сложно сказать, как бы обернулось дело, обратись Фалдин в суд от своего имени, а не через представителя РАО. Можно лишь предположить, что процесс уже давно завершился бы и максимум, на что истец мог рассчитывать – это небольшую компенсацию, не превышающую средней стоимости дизайна в компании ответчика. По всей видимости, художник прекрасно это понимал, иначе с чего он решил вступить в РАО ровно за месяц до подачи иска о нарушении своих прав? Ловко продумано, ведь, по большому счету, он получил мощную поддержку от уважаемой организации, в прямые обязанности которой входит защита авторов от недобросовестного использования их произведений. Юридическую помощь от РАО в таком случае можно расценивать как небольшой бонус, ведь нет необходимости нести судебные издержки.

С одной стороны, здесь явно прослеживается несовершенство законодательства. Всем хорошо известен принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Но точно также он должен препятствовать возникновению мошеннических схем. С какой стати Фалдин имеет право предъявлять претензии на свою работу, публично подаренную им известному композитору, спустя семь лет? Давайте представим ситуацию, когда каждый из нас вдруг запатентует свои школьные поделки и начнет предъявлять иски направо и налево. Это же абсурд! Отличается ли рассматриваемый нами случай от приведенного в сравнение примера? Нет! Однако закон допускает возникновение такой ненормальной ситуации, а суд по каким-то необъяснимым причинам отказывается видеть очевидное.

Чтобы доказать неправомерность претензии Фалдина, «Бомба-Питер» провела две независимые экспертизы использовавшихся в оформлении дисков Андрея Петрова графических работ студии Fallindesign. Обе они показали отсутствие авторского творчества в данном дизайне. К сожалению, продемонстрировать спорные картинки нет возможности – Фалдин внимательно отслеживает появление этих изображений в интернете и грозится увеличить сумму претензии за каждое из них. При этом совсем не обязательно, чтобы ресурс, их опубликовавший, был хоть как-то связан с «Бомбой-Питер». К слову, страдают от его действий и многие магазины, к которым он также предъявляет иски за торговлю продукцией со сделанным им оформлением (помимо ЗАО «Балт-Мьюзик», которому принадлежит магазин Play, иск предъявлен к обанкротившемуся магазину «Титаник» и к действующему «Фонотека»).

К сожалению, суд не принял во внимание ни заключение экспертизы, ни наличие договора между «Бомбой-Питер» и Андреем Петровым. Ни одну инстанцию не насторожило желание автора получить столь крупную сумму за работу, о которой он много лет не вспоминал, хотя и бережно хранил чеки на приобретенные в течение этих лет диски. Более того, истец ни разу не явился на судебное заседание, несмотря на то, что ответчик неоднократно просил его об этом. Довольно странное поведение для человека, уверенного в своей правоте.

Что дальше?

Несмотря на поражение, «Бомба-Питер» не собирается сдаваться и будет подавать аппеляцию в вышестоящие инстанции. Все же надежда на то, что хоть кто-нибудь обратит внимание на нелогичность поведения истца и явно завышенные требования, пока еще существует, как и вера в то, что благодаря вниманию общественности к данной проблеме неуемный аппетит Фалдина удастся умерить.

Меж тем, истец продолжает выявлять в различных магазинах диски с «контрафактным» оформлением, причем внимание уделяет лишь тем точкам, с которых в перспективе можно получить компенсацию. Не брезгует он и вторичным рынком, контролировать появление спорных дисков на котором издатель не в состоянии. В каталоге издательства более 2000 наименований, проследить за движением такого количества продукции просто невозможно.

Пока что музыкальное издательство «Бомба-Питер» продолжает работать в прежнем режиме. Однако Олег не скрывает, что если потерпит поражение в судах всех возможных инстанций, компания обанкротится. Это известно и Фалдину, что дает основания предполагать о наличии стоящих за ним влиятельных покровителей, которым, вполне возможно, было бы выгодно его руками убрать с рынка конкурента…

Вас может заинтересовать