Защита детей от “вредной” информации. Есть ли польза?
Как-то неожиданно на концертных афишах появились отметки о возрастных ограничениях на посещение мероприятий, т.е. Закон о защите детей от вредной информации начал действовать. И ладно, если бы дело касалось ночных клубов – тут все понятно, подрастающему поколению без сопровождения взрослых в большинстве из них действительно делать нечего, но вот когда лицам, не достигшим совершеннолетия не рекомендуется знакомиться с культурной программой в Академической капелле – это вызывает, как минимум, недоумение.
Для тех, кто не понял о чем идет речь, поясню: 17 ноября в капелле Санкт-Петербурга прозвучали оркестровые версии песен группы «Аквариум» в обработке Вячеслава Гайваронского. На афишах этого мероприятия красовалась ставшая с недавних пор объектом многочисленных шуток отметка «18+». Бредовая ситуация, не так ли? Особенно, если учесть, что с классической музыкой детей начинают знакомить в начальных классах, а некоторые произведения из репертуара Бориса Гребенщикова я лично видел в учебниках чтения для учеников третьих классов… Что ж это получается? Опять кто-то перестарался? Здесь – можно, там – нельзя?
Интересно, кто вообще устанавливает вот этот самый возрастной ценз на культурные мероприятия и чем руководствуется? Да, песни Гребенщикова не каждый взрослый-то сможет понять, но это не повод ограничивать подростков в праве слушать то, что им хочется. Понятно, что на деле дурацкий закон никто и нигде не соблюдает, потому что соответствовать ему просто невозможно. Но вот в умах отдельных родителей все эти цифры с плюсами могут совершить переворот и в таком случае вреда окажется намного больше, чем от концертов и отдельных сцен в кинофильмах.
Мой первый поход на концерт состоялся в 12 лет. Как сейчас помню, это было выступление «Наутилуса Помпилиуса», только что записавшего альбом «Чужая Земля». Пошел я туда вдвоем с приятелем и благополучно прослушал его стоя у сцены в самом первом ряду. Сказать, что это как-то мне повредило – не могу. Моему приятелю это мероприятие тоже не нанесло вреда. Просто я уже тогда понял, что рок-музыка мне интересна, а он в тот же момент осознал, что его такое направления мало интересует. Но концерт «Наутилуса» был всего лишь разогревом, потому как всего через месяц мне посчастливилось попасть на один из последних концертов золотого состава «Алисы» с программой «Для тех, кто свалился с Луны». А это уже был совершенно иной масштаб с другой публикой и атмосферой. И ведь ничего страшного-то не случилось. Наоборот, во многом благодаря отечественным музыкантам я существенно расширил кругозор.
В отличие от многих сверстников, я довольно рано узнал о философии Ницше, прочел всего Достоевского и Гессе, просмотрел массу кинофильмов, о существовании которых те, кому все было запрещено по причине «мал еще», до сих пор не знают. То есть, получается, что благодаря информации, которая чиновниками считается вредной, я добровольно читал непростые книжки, интересовался культурой и искусством, в общем, делал все то, к чему принудить подростка, в принципе – невозможно. Допускаю мысль, что многое моим родителям могло и не понравиться (например, помню, моя мама сомневалась в целесообразности приобретения винила «Шестой Лесничий» группы «Алиса», на обложке которого красовались окровавленные головы, но это был мой осознанный выбор, аргументированный, и к нему отнеслись с уважением), но надо отдать должное – никто и никогда мне ничего не запрещал.
Конечно, все эти «18+» сегодня – пустая формальность. И хорошо, что к этому еще не приплетают идеологию. Иначе начался бы настоящий бардак. В какой-то степени, от ограничений даже больше пользы, чем вреда, ведь запретный плод всегда сладок. Главное, чтобы у родителей хватило мудрости не ограничивать детей в том, что на самом деле поможет обогащению их внутреннего мира. Ну а для этого нужно интересоваться тем, чем увлекаются дети. И не только интересоваться, а еще и пытаться их понять. Маразма в жизни, к сожалению, всегда хватает с избытком. И если тупо следовать каждому, мягко говоря, неумному решению чиновников, развитие общества по написанному ими сценарию неизбежно приведет к полнейшей деградации. Хотя, быть может, в наших условиях, эффект будет полностью противоположным, ведь во многом благодаря запретам мы получили массу замечательных рок-групп, литературных произведений и кинофильмов, уровню которых сегодня мало что соответствует.