Группа Кино – история от начала до конца
Временем основания «Кино» считается лето 1981 года, когда бывший участник «Палаты №6» Виктор Цой и музыканты группы «Пилигримы» Алексей Рыбин и Олег Валинский решили основать собственный коллектив, основу репертуара которого составили песни Цоя. Названием коллектива музыканты выбрали словосочетание «Гарин и гиперболоиды», таким образом намекая на персонажей фантастического романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Как трио группа дала несколько квартирных концертов, после чего Валинский был призван в армию, а демобилизовавшись решил не возвращаться в музыку.
Осенью группа «Гарин и гиперболоиды» вступила в Ленинградский рок-клуб. К тому времени музыканты уже были знакомы с некоторыми коллегами, в том числе и с участниками группы «Аквариум», лидер которой Борис Гребенщиков, проникшись творчеством молодой команды, стал оказывать всяческое содействие молодёжи и даже спродюсировал два альбома – дебютный «45» и «Начальник Камчатки». Он же предложил Цою и Рыбину сменить название на более ёмкое. Переименование коллектива в «Кино» состоялось весной 1982 года.
В том же 1982 году группа «Кино» записывает дебютный альбом «45». Работа над пластинкой проходит в легендарной студии Андрея Тропилло, располагавшейся в Доме Юного Техника на Охте. В записи Виктору Цою и Алексею Рыбину активно помогают музыканты «Аквариума», только что закончившие работу над альбомом «Треугольник». Несмотря на то, что запись, по мнению Цоя, получилась сырой, слушатели приняли её очень хорошо. В то же время начинается концертная деятельность коллектива.
Уход Рыбина и формирование нового состава
После выхода «45» Цой с Рыбиным приступают к работе над вторым студийным альбомом. В этот период дуэт сотрудничает с разными музыкантами, в том числе с будущим барабанщиком группы «Зоопарк» Валерием Кириловым, бас-гитаристом Максимом Колосовым и гитаристом Юрием Каспаряном. Подбором музыкантов занимается Рыбин, Цой сосредоточен исключительно на творческом процессе. Осенью 1982 года группа «Кино» делает запись на студии Малого драматического театра, однако опубликована она будет лишь десять лет спустя под названием «Неизвестные песни Виктора Цоя».
К весне 1983 года между Цоем и Рыбиным возникают творческие разногласия. Алексею не нравится безоговорочное лидерство Виктора в принятии решений, а Виктор недоволен тем, что Алексей на своих квартирниках исполняет его песни, а собственные не пишет. В итоге друзья перестают созваниваться и прекращают совместную работу. Позже Рыбин будет вспоминать в своих книгах, что нормальному существованию «Кино» мешали лидерские амбиции участников и одному из них пришлось покинуть команду.
В дальнейшем Рыбин будет некоторое время играть в группе «Футбол» Сергея Рыженко, попробует себя в продюсировании молодых коллективов, а с 90-х годов станет писать книги, в том числе и о ленинградском рок-сообществе. Он же напишет подробную историю легендарного коллектива, выпустив её под названием «Кино с самого начала». Цой, оставшись один, будет играть акустические концерты, а также дуэтом с Каспаряном в студии Алексея Вишни запишет демо-альбом «46», после чего коллектив на некоторое время прекратит своё существование.
В 1984 году группа «Кино» записывает второй номерной альбом – «Начальник Камчатки». Работа над ним проходит всё в той же студии Тропилло и также при помощи «Аквариума», только что записавшего «Радио Африка». В ходе работы над «Начальником» формируется концертный состав «Кино», в который помимо Виктора входят гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов и барабанщик Георгий Гурьянов.
В таком же составе «Кино» записывает альбомы «Ночь» и «Это не любовь». Популярность коллектива растёт, увеличивается число концертов. Однако, востребованность команды у публики имеет и негативную сторону – Александр Титов больше не может совмещать работу в «Кино» и «Аквариуме» и делает выбор в пользу сотрудничества с Борисом Гребенщиковым. На его место Цой приглашает Игоря Тихомирова, на тот момент работавшего в группе «Джунгли». В таком составе коллектив будет играть до конца.
Смена имиджа – героический период Кино
До середины 80-х годов репертуар группы «Кино» состоит из лирических песен романтического настроя. Однако, в 1987 году Виктор резко меняет направленность своего творчества. На смену романтике приходит героизм, песни становятся более жёсткими, а музыка – минималистично-прямолинейной. Команда является одной из самых известных в России, а после выхода фильма Сергея Соловьёва «Асса» (1988), в финале которого звучит песня Цоя «Перемен», «Кино» автоматически становится супер-группой.
Профессиональному росту коллектива во многом способствует знакомство и сотрудничество с Джоанной Стингрей, впоследствии ставшей женой Юрия Каспаряна. В 1986 году американка выпускает в США двойной винил «Red Wave», каждая сторона которого отдана одной советской рок-группе – «Алиса», «Аквариум», «Странные Игры» и «Кино». В качестве промо пластинки она снимает ряд клипов, в том числе «Фильмы» и «Видели ночь», а также помогает музыкантам с инструментами и аппаратурой. Джоанна дарит «Кино» портастудию, на которой будут записаны последние альбомы коллектива.
В 1987 году «Кино» записывает альбом «Группа Крови», до сих пор считающийся одной из лучших рок-работ в России. Музыканты начинают сотрудничать с Юрием Белишкиным, который занимается организацией концертов. Гастроли «Кино» проходят не только в СССР, но и за границей, в том числе в США, Германии и Франции, где в дальнейшем будет записан сборник «Последний Герой». В 1989 году «Кино» выпускает альбом «Звезда по имени Солнце», первый, записанный в профессиональной студии, арендованной у эстрадного певца Валерия Леонтьева.
Группа Кино и Юрий Айзеншпис
В декабре 1989 года начинается сотрудничество группы «Кино» с продюсером Юрием Айзеншписом. До этого гений менеджмента хотел работать с группой Петра Мамонова «Звуки Му», однако судьба этого проекта к началу 90-х оставалась неясной и бас-гитарист коллектива Александр Липницкий сосватал Айзеншпису группу «Кино». Виктор Цой был впечатлён деловыми качествами продюсера и согласился на сотрудничество с ним, доверив все финансовые дела коллектива.
В первой половине 1990 года группа «Кино» отправилась в масштабный тур по России, в ряде городов играя по два (иногда – по три) концерта в день. Некоторые из выступлений были сняты телевизионными группами и в дальнейшем опубликованы. Летом музыканты планируют записать новый альбом, заключаются контракты на осенние заграничные гастроли, планируется музыкальная экспансия в Японию. Однако, воплотить планы в жизнь не удаётся из-за трагических обстоятельств.
Прекращение деятельности группы Кино
24 июня 1990 года группа «Кино» выступает на Большой спортивной арене «Лужников». Этот концерт станет последним в истории коллектива. В финале Виктор Цой озвучивает планы на будущее, после чего музыканты разъезжаются на отдых. Цой и Каспарян уезжают в Латвию, где приступают к работе над новым материалом. Остальные музыканты на данном этапе в создании песен участие не принимают.
14 августа 1990 года музыканты заканчивают демо-запись пластинки и Юрий Каспарян, забрав кассету, уезжает в Ленинград. Чистовую версию пластинки группа рассчитывает записать во Франции. Однако, 15 августа около полудня Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-ом километре шоссе Слока – Талси. Все планы группы рухнули, однако музыканты принимают решение закончить работу над новым альбомом, доработав аранжировки, но не трогая голос Цоя.
Презентация последнего альбома «Кино» прошла в декабре 1990 года. Спустя месяц, в январе 1991 года в эфире «Первого канала» прошла телевизионная пресс-конференция, посвящённая выходу «Чёрного Альбома», в которой приняли участие Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий, Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис. Тогда же было официально объявлено о прекращении существования группы «Кино».
Группа Кино после смерти Виктора Цоя
Тем не менее, история группы «Кино» после смерти Виктора Цоя не закончилась. В 90-х годах компания Moroz records, получившая все права на творческое наследие Цоя, издала на CD все альбомы «Кино», а также некоторые концертные записи. В 1992 году Марьяна Цой опубликовала черновые записи Цоя и Рыбина 1982 года, дополнив их сессиями в домашней студии Алексея Вишни, под названием «Неизвестные песни Виктора Цоя».
После распада «Кино» возникли неизбежные вопросы с авторскими правами. После смерти Виктора Цоя права на его песни отошли его наследникам, а их администрированием занялась вдова музыканта Марьяна Цой. В результате бывшие музыканты группы подали в суд на нынешних правообладателей, считавших, что группа «Кино» – это только Виктор Цой. В ходе судебного процесса стороны пришли к соглашению и уладили вопрос полюбовно.
В 2000 году Марьяна Цой и Игорь «Панкер» Гудков представили масштабный проект «Кинопробы». Фактически, это был трибьют «Кино», в котором своё видение песен Виктора Цоя представили известные современные рок-группы. Проект был настолько успешен, что было принято решение о его продолжении. В итоге, было выпущено две части «Кинопроб».
В начале нулевых годов рассматривалась возможность возобновления деятельности группы «Кино» с участием певца из Чечни Бекхана Барахоева, чей тембр голоса и манера исполнения очень сильно похожи на цоевские. В итоге, Бекхан сыграл несколько юбилейных концертов с Каспаряном и Тихомировым, после чего продолжил творческую деятельность в рамках сольного проекта.
Единственное воссоединение группы «Кино» в золотом составе произошло в 2012 году. Впервые после распада коллектива в 1990 году музыканты собрались вместе в студии, чтобы записать ранее не изданную песню Цоя «Атаман», которая всё это время хранилась в архиве Натальи Разлоговой, сожительницы Виктора в последние годы его жизни. Процесс записи нашёл отражение в документальном фильме «Цой – Кино», а сама песня позже была представлена как сингл в радиоэфире.
В том же 2012 году состоялась премьера проекта «Симфоническое Кино», в рамках которого гитарист Юрий Каспарян играет инструментальные версии песен Виктора Цоя с оркестром. Изначально проект планировался как разовый, но из-за высокого интереса слушателей было принято решение сделать его постоянным. В настоящее время «Симфоническое Кино» гастролирует по разным городам и странам.
Участники Кино после распада группы
После распада «Кино» в 1990 году участники группы так или иначе продолжили творческую деятельность. Юрий Каспарян принимал участие в совместных проектах с Вячеславом Бутусовым, вместе с которым в 2001 году основал группу «Ю-Питер», в которой играет до сих пор. В 1996 году Каспарян выпустил сольный диск «Драконовы ключи».
Бас-гитарист Игорь Тихомиров в начале 90-х руководил знаменитым петербургским рок-клубом «Полигон». Но в 1995 году музыкант влился в состав группы «ДДТ», где некоторое время играл на басу. С 1997 года Игорь стал штатным звукорежиссёром «ДДТ», продолжая работать в группе по сей день.
Георгий Гурьянов – единственный участник «Кино», после распада коллектива отказавшийся от продолжение музыкальной карьеры. Георгий сосредоточился на живописи и добился успеха. Картины Гурьянова имели успех как в России, так и за рубежом, где часто проходили выставки его работ. 20 июля 2013 года Георгий Гурьянов скончался в Санкт-Петербурге после продолжительной болезни.
Хиты группы Кино
Основной раздел: песни Виктора Цоя
Музыканты группы Кино
- Виктор Цой – голос, гитара;
- Юрий Каспарян – гитара;
- Игорь Тихомиров – бас-гитара;
- Георгий Гурьянов – ударные.
Музыканты прошлых составов
- Алексей Рыбин – соло-гитара (1981 – 1983)
- Олег Валинский – барабаны (1982)
- Александр Титов – бас-гитара (1984 – 1985)
Дискография
Основной раздел – альбомы Кино
- 45 – 1982
- 46 – 1983 (демо-альбом)
- Начальник Камчатки – 1984
- Это не любовь – 1985
- Ночь – 1986
- Группа крови – 1988
- Звезда по имени Солнце – 1989
- Черный Альбом – 1990