Алиса – Шестой Лесничий – история альбома
Как рассказывал в интервью Константин Кинчев, к записи альбома «Шестой Лесничий» музыканты приступили в декабре 1987 года. На тот момент группа не могла играть концерты, поскольку на её лидера было заведено уголовное дело по обвинению в злостном хулиганстве, а сам Константин дал подписку о невыезде, а стало быть не мог выезжать за пределы Ленинграда, где он тогда проживал. В это непростое время и началась работа над одной из известнейших пластинок коллектива.
Записывать материал музыканты договорились со звукорежиссёром Виктором Глазковым, работавшим в передвижной студии звукозаписи «Тонваген» (MCI), принадлежавшей фирме «Мелодия». Ранее Глазков вместе с Андреем Тропилло записывал альбом «Алисы» «Блокада» и зарекомендовал себя как отличный профессионал своего дела. Кроме того, «мобильная студия» была укомплектована самой современной на тот момент аппаратурой, что делало её привлекательной в глазах рок-музыкантов. Сложность ситуации заключалась в том, что вагончик «Тонваген» колесил по стране и время его несанкционированного использования было ограничено.
Несмотря на подписку о невыезде, Кинчев вместе с остальными участниками «Алисы» ездил за Виктором Глазковым и самоотверженно записывал новые песни. Студийное время музыкантам предоставлялось ночью, а днём свои произведения записывали представители официальной советской эстрады. В итоге альбом «Шестой Лесничий» записывался в Минске, Москве и Вильнюсе. Параллельно музыканты записывали песни для альбома «206, часть 2».
В документальном фильме «Рок-н-ролл – это не работа» участники «Алисы» вспоминали, что в ожидании своей очереди записываться они в больших количествах пили портвейн. Причём тот, чьи партии предполагалось записывать, должен был воздерживаться от употребления спиртного. Сама запись проходила сессиями и из-за плотного рабочего графика режиссёра растянулась более чем на год, хотя фактически работа над пластинкой уложилась в две недели чистого времени.
Трактовка названия
В интервью журналу «Огонёк» в 2009 году Константин Кинчев рассказал, что выбор на словосочетание «Шестой Лесничий» пал лишь потому, что оно наилучшим образом подходило для названия пластинки. Одноимённую песню он не считает ключевой в этом цикле. Более того, Кинчев даже не является её автором.
Существует мнение, что название альбома – это намёк на руководителя СССР Михаила Горбачёва, однако лидер «Алисы» эту точку зрения опровергает. По его словам, образ получился ёмким, дающим широкий простор для толкования и интерпретаций. Но в то же время, отвечая на вопросы поклонников касательно оформления, в декабря 2000 года он ответил, что на обложке изображены сами «шестые лесничие», то есть – власть предержащие, каждый из которых обречён на забвение или негативную память.
Варианты издания альбома
Первое издание «Шестого Лесничего» появилось в 1989 году. На магнитофонных кассетах под логотипом «Антроп» запись распространял Андрей Тропилло. В том же году альбом выпустила на виниловых пластинках и кассетах фирма «Мелодия», причём в выходных данных кассеты редактор перепутал распределение песен по сторонам.
В 1990 году эта работы впервые была выпущена на компакт-дисках. Релиз осуществила фирма «Мелодия», причём помимо оригинального материала на диске также были представлены четыре песни из альбома «Блокада». Этот же вариант издания распространялся в Прибалтике на магнитофонных кассетах.
В 1994 году альбом «Шестой Лесничий» переиздаёт на компакт-дисках и магнитофонных кассетах компания Moroz records. В 2003 году запись вышла под логотипом студии «Союз» с бонус-треком – концертной версией песни «Атеист». В 2009 году альбом в составе коллекционного бокса переиздаёт фирма Real Records.
В 2015 году оригинальная запись впервые проходит процедуру реставрации для издания на виниле в серии «Настоящая Алиса» от компании «Мирумир». Работу выполняет звукорежиссёр Евгений Гапеев. Эта же версия в конце года выходит на CD под лейблом «Мистерия звука».
Отличительной чертой издания этого альбома 2015 года является наличие многостраничного буклета с текстами песен и статьёй Артёма Забея об истории художественного оформления диска. CD выпущен в формате шестиполосного диджипака с оригинальным трек-листом без бонус-треков.
Алиса – Шестой Лесничий – виниловая пластинка
Первое издание альбома «Шестой Лесничий» на виниле появилось в 1989 году. Пластинку выпустила фирма «Мелодия». В выходных данных этого издания, как и практически всех последующих, не были указаны имена музыкантов, работавших над материалом. Визуально это был обычный чёрный диск-гигант, упакованный в одинарный конверт. Внутренний конверт часто был заменён на полиэтиленовый. Предполагается, что совокупный тираж этого издания превысил 1 000 000 экземпляров.
Осенью 2015 года альбом выпускает компания «Мирумир» при участии «Мистерии звука». Новое издание по всем параметрам отличается от предыдущего. Помимо полной реставрации звука была произведена и реставрация оформления. Макет конверта создавался с оригинальных слайдов.
Это издание напечатано на 180-граммовых дисках-гигантах чёрного цвета. Пластинки упакованы в разворотные конверты. На внутренних конвертах напечатаны тексты всех вошедших в альбом песен.
Трек-лист альбома
Основу трек-листа «Шестого Лесничего» составили песни, написанные Константином Кинчевым в 1986-87 годах. Практически все они исполнялись на акустических концертах «Алисы» на протяжении 1987 года. Автором заглавной песни является Андрей Киселёв. Кстати, в 2001 году в альбом «Танцевать» была включена ещё одна написанная им песня – «Знаки». Песня «Солнце за нас» адресована Александру Башлачёву, а «Только этот день» («Осеннее солнце», в другой аранжировке вошедшая в альбом «Дурень») посвящена памяти друга Кинчева Бориса Смолянинова.
- Новый метод (в соавторстве с Петром Самойловым)
- Тоталитарный рэп (Тыр-тыр-тыр)
- Шестой лесничий
- Театр теней
- Аэробика
- Только этот день (Осеннее солнце)
- Солнце за нас
- Стерх
На песню «Аэробика» был снят первый профессиональный клип «Алисы». Его режиссёром стал Константин Эрнст, ныне известный как генеральный директор «Первого канала». Существует две версии клипа, разница между которыми заключается в наличии продолжительного вступления в полной версии.
Алиса – Шестой Лесничий – слушать
Участники записи альбома
«Шестой Лесничий» стал первым альбомом, в записи которого принял участие гитарист Игорь Чумычкин, пришедший на место ушедшего Андрея Шаталина, позже решившего вернуться в группу. Также в работе над диском принимал участие клавишник Владимир Осинский. Существует предположение, что в песне «Только этот день» партию клавишных исполнил Павел «Поль-Хан» Кондратенко (он указан в выходных данных кассеты, выпущенной фирмой «Антроп», в то же время на этом издании не указана Инна Желанная, подпевавшая в «Шестом лесничем»), однако полной уверенности в этом нет.
- Константин Кинчев – голос
- Пётр Самойлов – бас, голос
- Андрей Шаталин – гитара
- Игорь Чумычкин – гитара (2,3, 8)
- Владимир Осинский – клавиши
- Михаил Нефёдов – барабаны
- Андрей «Пончик» Журавлёв – саксофон (1, 2, 6)
- Инна Желанная – вокал (3).
К разделу: АЛЬБОМЫ ГРУППЫ “АЛИСА”