Русская музыкальная культура 14 — 16 веков

Эти века — с 14 по 16 — были значимыми не только для Царства Русского, но и для большинства европейских стран. Зарождается и развивается феодальный строй, ширится понятие ремесленничества, усиливается власть московского княжества, начинается этап воссоединение земель русских княжеств, впервые становится заметной роль московского царя (впервые получившего титул Государя Московского и всея Руси) и московского митрополита. Всё, что происходило в эти столетия, имело отзвук в отдаленные века, стало базой для многих политических, социальных, экономических и, конечно же, культурных особенностей Русского царства. Более того, все, что происходило в те века, интересно и современникам, иначе бы не было аншлагов на балет «Иван Грозный» — постановку, которой славен Большой театр, цены на билеты которого не смущают истинных поклонников исторического балета.

Что же происходило в культурной жизни Руси в те века? Именно тогда Москва становится центром развития художественной культуры, получившей название Предвозрождения. Этот период совпадает с Возрождением на Западе, но гуманистические идеи эпохи Возрождения получили лишь косвенное отражение и проявились в гуманистической живописи А. Рублева, Дионисия, исторических сочинениях и обширных летописях, строительстве архитектурных шедевров — Грановитой палаты Кремля, Покровского собора (1552 г. — Храм Василия Блаженного), соборного комплекса Кремля.

В середине 16 века был учрежден кодекс церковных и светских правил «Стоглав», правила частной и семейной жизни отражал «Домострой». В них получило осуждение искусство скоморохов; их инструменты уничижались, но в то же время при дворе устраивались «потешные игры», существовала «потешная палата». Похоже, что Театр сатиры, цены на билеты которого радуют поклонников, «родился» именно из потешной палаты давней Руси.

Церковно-певческое искусство получает дальнейшее развитие, поощряется властями. Сам Иван Грозный был большим его знатоком и любителем, автором двух стихир. В 15 веке учрежден хор государевых певчих дьяков, куда были собраны лучшие певцы и знатоки из всех городов. Они пели в церквях, на торжественных церемониях, при выездах в поход, на охоту, отдых и богомолье. В 18 веке хор был преобразован в Придворную певческую капеллу.

В 15 веке появляются первые певческие азбуки — руководства по чтению знаменных рукописей и пособия по обучению пению. Интенсивно развивается деятельность распевщиков, сочиняющих новые мелодии для богослужебных текстов на основе принятых в знаменном пении попевок. Но ещё отсутствует понятие личного авторства.

Во второй половине 16 века в церковном пении появляется многоголосие — троестрочное пение, или строчное пение. Оно воплощало идею учения о Святой Троице, поэтому не воспринималось как отступление от традиций. Склад его родственен русской народной песне — гармонический бас и двухголосие в терцию, дециму. Главным голосом считался средний — «путь», он исполнял каноническую мелодию, 1-й назывался «верх», 3-й — «низ».






Top