«45» («Сорок Пять») – это дебютный альбом группы «Кино», записанный в Ленинграде в 1982 году. Является единственной студийной записью первого состава коллектива. Запись распространялась исключительно как магнитоальбом вплоть до 1994 года, когда впервые была выпущена на компакт-дисках.
История альбома «45»
К моменту начала записи дебютного альбома группа «Кино» существовала год и уже успела дать несколько квартирных концертов. Тогда коллектив назывался «Гарин и гиперболоиды» и состоял их трёх музыкантов. Помимо Виктора Цоя, лидера и автора песен, в группе играли гитарист Алексей Рыбин и барабанщик Олег Валинский. Постепенно репертуар молодого коллектива увеличивался и настало время, когда его хватило на полноценный альбом.
Записи дебютного магнитоальбома предшествовало знакомство музыкантов «Кино» с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым. Широкую огласку получила история знакомства Бориса с творчеством Виктора. Судьбоносная встреча состоялась в электричке, в которой Цой спел Гребенщикову две песни, одной из которых была «Мои друзья». Мэтр был настолько впечатлён услышанным, что решил оказать молодым коллегам всяческое содействие и стал продюсером их первого альбома.
Запись «45» проходила летом 1982 года в студии звукозаписи Дома юного техника, известной как «студия Андрея Тропилло». К тому времени коллектив превратился в дуэт – Олег Валинский ушёл в армию – и сменил название с «Гарин и гиперболоиды» на «Кино». Поскольку возможности молодых музыкантов были ограничены, им на помощь пришли участники «Аквариума», которые приняли участие в создании аранжировок и прописали инструментальные партии.
Во время работы над альбомом не обошлось без ошибок. Так, например, одна из известнейших песен Виктора Цоя «Восьмиклассница» была записана не на 38-ой скорости, а на 9-ой. Это шло вразрез с действовавшими стандартами качества звукозаписи и впоследствии послужило препятствием для издания записи на виниле. Впервые на классическом носителе альбом вышел лишь в 2012 году.
Много лет спустя участники работы над альбомом «45» вспоминали, что в процессе записи им приходилось нести «социальную ответственность», которая выражалась в традиционных поездках «на картошку». Ради общего дела музыканты часто шли навстречу друг другу, подменяя один другого на уборке урожая. В своей книге «Кино с самого начала» Алексей Рыбин вспоминал, что довольно часто Виктор Цой ездил на поля вместо Андрея Тропилло, который в это время колдовал на звуком и записывал других музыкантов.
Сам процесс записи проходил следующим образом. Сначала на плёнку фиксировалась болванка – инструментальная композиция с минимальным набором инструментов, после чего проходила работа непосредственно над аранжировкой, то есть – делались наложения. Финальным этапом работы была запись вокала Виктора Цоя и соло на гитаре. Кроме того, в некоторых песнях лидер «Кино» играл партии бас-гитары.
Происхождение названия альбома
Название «45» не несёт в себе никакого скрытого смысла, а является простой констатацией факта. Полная версия дебютного альбома «Кино» звучала ровно 45 минут. Впоследствии музыканты изъяли из фонограммы композицию «Асфальт», тем самым сократив время его звучания на три минуты. Однако, о смене названия никто не задумывался.
Оформление альбома «45»
Существует несколько вариантов оформления первого студийного альбома группы «Кино». На магнитных лентах запись распространялась с фотографией Виктора Цоя. Это же изображение в сильно уменьшенном виде присутствует на обложке CD-версии 1996 года. Первое официальное издание этой работы вышло с графикой Виктора Цоя – изображением плывущего по волнам кораблика. Оно же было использовано для издания на виниле.
Сами музыканты изначально хотели оформить альбом иначе. В частности, ими рассматривалась идея сфотографироваться на купчинских пустырях в образе романтиков – в костюмах, жабо и с пистолетами в руках. Другой вариант оформления предложил друг музыкантов – молодой звукорежиссёр Алексей Вишня, впоследствии записавший альбомы «Кино» «Сорок Шесть», «Это Не Любовь» и сделавший сведение альбома «Группа Крови». В его видении на обложке альбома должен был быть изображён Виктор Цой, держащий в руках слово «кино».
Варианты издания альбома
Впервые альбом «45» был издан официально в 1994 году. Релиз осуществила компания Moroz records. Запись была выпущена в том же виде, в каком распространялась на магнитных лентах, то есть – без композиции «Асфальт». Одновременно альбом был выпущен на магнитофонных кассетах.
В 1996 году фирма Moroz records переиздаёт дебютный альбом «Кино» на компакт-дисках, изменив при этом оформление лицевой стороны. Материал подвергся цифровому ремастерингу и дополнен бонус-треком. Им стала исключённая музыкантами композиция «Асфальт».
«45» – виниловая пластинка
Первое издание «45» на виниле состоялось в 2012 году и было приурочено к 50-летию Виктора Цоя. Пластинка была выпущена тиражом 1000 экземпляров. Издатель утверждал, что перед выпуском запись прошла необходимый для винила мастеринг, однако мнения коллекционеров и меломанов по этому поводу разошлись.
Альбом напечатан на 180-граммовом виниле чёрного цвета. Производство дисков велось в Германии. Из трек-листа изъята композиция «Асфальт». На развороте конверта размещена фотография Виктора Цоя и Алексея Рыбина, а также статья, которую написал рок-журналист Андрей Бурлака.
Где купить альбом?
НАЗВАНИЕ | ОПИСАНИЕ | НАЛИЧИЕ |
| 1LP Цвет: чёрный Вес: 180 Лейбл: Moroz | Audiomania 1с-интерес |
Трек-лист альбома
Материал дебютного альбома «Кино» состоит из песен Виктора Цоя, написанных им в период с 1979 по 1982 год. Известно, что песня «Асфальт», которая впоследствии была исключена из альбома, музыкантами была написана и аранжирована прямо в студии во время работы. Согласно легенде, рождение новой композиции уловил Борис Гребенщиков, который и принял решение быстро её записывать.
- Время есть, а денег нет
- Просто хочешь ты знать
- Алюминиевые огурцы
- Солнечные дни
- Бездельник
- Бездельник-2
- Электричка
- Восьмиклассница
- Мои друзья
- Ситар играл
- Дерево
- Когда-то ты был битником
- На кухне
- Асфальт (бонус)
В 1989 году песня «Электричка» была перезаписана для сборника «Последний Герой». Композиции была сделана новая аранжировка, благодаря чему она стала ещё более жёсткой, заунывной и приобрела психоделический оттенок.
Слушать альбом онлайн
Участники записи альбома
В записи альбома «45» помимо музыкантов «Кино» принимали участие музыканты «Аквариума». Также в некоторых песнях слышен «демонический голос» Андрея Тропилло. Он же в нескольких произведениях сыграл на флейте.
- Виктор Цой – гитара, вокал
- Алексей Рыбин – гитара
- Борис Гребенщиков – гитара, металлофон, подпевки
- Михаил Фанштейн-Васильев – драм-машина, подпевки
- Всеволод Гаккель – виолончель
- Андрей Романов – флейта
- Андрей Тропилло – флейта, подпевки.
Реакция на альбом
Подпольная музыкальная критика приняла альбом довольно прохладно. В частности, в журнале «Рокси» манеру игры музыкантов называли «расслабленным бряцаньем по струнам». Нелестно об этой работе отзывался и Виктор Цой, позже, впрочем, изменивший своё мнение. В некоторых интервью конца 80-х годов он говорил, что ему нравится «самый первый альбом».
К разделу: АЛЬБОМЫ “КИНО”