Новый Сплин: здесь самое время для виселиц и гильотин

рецензия на альбом сплин вира и майнаГруппа «Сплин» выпустила новый альбом, которому Александр Васильев присвоил название «Вира и майна». Если две предыдущие работы коллектива, пластинки «Встречная полоса» и «Тайком», слушателей не впечатлили, то у новинки есть все шансы вернуть команду в топ. Работа получилась цельной и убедительной, да и песни звучат свежо, а некоторые даже нетипично для этой команды.

То, что «Сплин» готовит нечто интересное, стало понятно ещё весной, когда без лишнего шума музыканты выложили демо «Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите». Песня вызвала мощнейший резонанс в музыкальном и околомузыкальном пространстве, подобный которому в последние годы не вызывало никакое иное произведение. Случилось невиданное в последние лет десять: коллеги и слушатели начали записывать ответки, возник диалог.

Раньше группа «Сплин» делала робкие попытки, часто завуалированные, высказаться на злобу дня (например, «Окраины» или «Тревога» из альбома «Ключ к шифру»), но столь прямолинейно Васильев говорит впервые. Он даже записал манифест «Беги, моя жизнь»:

Здесь самое время
Для тех, кто под гребенку обрит,
Здесь самое время
Глазам вылезать из орбит,
Здесь самое время
Навечно объявить карантин,
Здесь самое время
Для виселиц и гильотин.

Да, творящееся вокруг вряд ли кого-нибудь радует. Кроме разве что тех, кто всё это устраивает. Строки «выстрелы, вспышки, покрышки и дым – сколько же можно стрелять по своим?» вряд ли нуждаются в комментариях. То, что, казалось, навсегда осталось в прошлом, стало новой реальностью. И не просто так проводит Александр в «Кесаре» параллель между нашим временем и событиями, последовавшими за октябрьским переворотом 1917 года, для эти периоды равнозначны.

Вира и майна – это качели, на которых мы из мира ужасов переносимся в кошмары. Лирика нового времени мрачна и безысходна, словно нескончаемая самоизоляция. И самое светлое во всем альбоме – это констатация: «Я всё ещё жив», как привет из прошлого нынешнему нервному времени, поразительно точно отраженному в настроении «Кофейни»: «Пешеход разговаривает сам с собой, ибо разговаривать больше не с кем».

Заканчивается альбом очень по-русски. В нем нет хеппи-энда, есть только вечный риторический вопрос: «За что нам всё это?». И бесконечная надежда на чудо, которое может сотворить только волшебник из книжки. Только не мы сами, к сожалению, и это повод задуматься.

Вас может заинтересовать